Церковная лавка
Основными задачами церковной лавки являются:
  • способствование духовному развитию и религиозному становлению прихожан;
  • организация благотворительных мероприятий по духовному просвещению прихожан;
  • пропаганда книг и чтения;
  • консультативная помощь прихожанам в организации домашнего иконного уголка;
  • реализация издательской и другой продукции религиозного назначения.

Формами решения поставленных задач являются:
  • реализация книг и других предметов религиозного назначения в стационарном помещении;
  • реализация книг и других предметов на лотках, с помощью общественных распространителей;
  • организация книжных базаров, тематических выставок-продаж, обслуживание различных мероприятий;
  • комплектование книжных фондов библиотек.

В церковной лавке представлен разнообразный ассортимент предметов религиозного назначения. Рассмотрим этот вопрос на примере церковной лавки при храме Воскресения Словущего г. Пинска.

Прежде всего, это Священное писание (Библия, Новый Завет, Святое Евангелие, Апостол, Толковая Библия, Толкование на Евангелие, Толкование на Апокалипсис и др.), Богослужебная литература (Православный Богослужебник, Псалтырь, Акафисты, Молитвословы и др.), православная святоотеческая и житийная литература.

На стенде, посвящённом Белорусской Православной Церкви, имеется литература по истории её становления, а также иконы угодников Божиих из Собора Белорусских святых.
В широком ассортименте художественная литература, а также литература для детей и подростков духовно-нравственного содержания.

Для домашнего иконного уголка в лавке можно приобрести иконы, церковную утварь (подсвечники, лампады, ладан и др.). Ассортимент церковной лавки поможет подготовиться к церковным таинствам крещения, венчания, погребения.

На стенде «Зелёная аптека» представлена продукция Свято-Елизаветинского монастыря: бальзамы, эликсиры, травяные настойки, мази и др.
Церковная лавка при храме Воскресения Словущего г. Пинска
Церковная лавка при храме Воскресения Словущего г. Пинска
Неугасимая лампада – лампада перед особо чтимой святыней (например, иконой, мощами святого). Горение в такой лампаде поддерживается непрерывно. История неугасимой лампады восходит к Ветхому Завету, когда Бог заповедал святому пророку Моисею устроить Ему в Скинии светильник (Исх.27:20; Лев.24:1-4).

Иметь в доме неугасимую лампаду – благочестивая традиция, символизирующая непрестанную молитву ко Господу. При желании в доме может быть расположено несколько неугасимых лампад. Однако следует иметь в виду, что в современных условиях использовать неугасимую лампаду не всегда возможно и безопасно. Чаще всего христианин возжигает лампадку, когда молится перед образами, и не гасит ее до завершения молитвы. В случае если нет лампады, во время молитвы возжигаются церковные свечи.
Что такое неугасимая лампада
Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир. Заметим, что и огонь может служить символом Бога, Божественной благодати. Кроме того, огонь горящей лампады может символизировать пламень / пламенность любви христианина к Богу, пламень / пламенность его веры.
Что символизирует лампада
Это не имеет значения. Лампадки бывают разных цветов, например, красные, синие, зеленые. Некоторые верующие в посты зажигают более темные по цвету лампадки (синюю, зеленую), а в праздники – красную.
Какого цвета должна быть лампадка
Вам понадобится:
  • лампада,
  • поплавок,
  • лампадное масло,
  • церковная свеча,
  • спички или зажигалка,
  • марля или хлопчатобумажная ткань, либо готовый фитиль.

Лампадное масло, поплавок и фитиль купите в лавке при храме. Фитиль можно сделать и самим. Отрежьте кусочек бинта или другой хлопчатобумажной ткани. Туго скрутите его в жгут и вставьте в поплавок лампадки. В лампаду налейте чуть больше половины лампадного масла. Вместо специального лампадного масла можно использовать оливковое. Установите поплавок с фитилём на лампаде.

Лампадку нельзя зажигать непосредственно от спички, а надо обязательно использовать церковную свечу, которая в православном доме всегда есть. Купить свечи можно в той же церковной лавке. Её можно зажечь и от спички, и от зажигалки. Сделайте это и прочитайте молитву: «Возжги́, Го́споди, уга́сший свети́льник души́ мое́й све́том доброде́тели и просвети́ мя, Твое́ созда́ние, Тво́рче и Благоде́телю, Ты бо еси́ невеще́ственный Свет ми́ра, прими́ сие́ веще́ственное приноше́ние: свет и ого́нь, и возда́ждь ми вну́тренний свет уму́ и огнь се́рдцу. Ами́нь».

Если у вас в доме несколько лампадок, зажгите их по очереди от той же самой церковной.
Как правильно возжигать лампаду
Неправда. Если лампада упала, это означает то, что в следующий раз ее следует закрепить более основательно.
Правда ли что, если лампада упала, быть беде?
Существует благочестивая традиция в случае болезни или неблагополучных обстоятельств крестообразно помазывать маслом от лампады детей и близких. Например, св. прп. Серафим Саровский помазывал маслом от лампадки всех приходивших к нему. Пить лампадное масло не следует: при его производстве могут использовать вазелиновое масло и различную химию.
Можно ли помазываться лампадным маслом и пить его?
Празднуется 12 апреля (греч.) перенесение пояса из Зилы в Константинополь, 31 августа положение пояса в Константинополе.

По преданию, пояс и риза Божией Матери незадолго до Ее Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение. Святыня была принесена из Святой Земли в Царьград при императоре Аркадии, на рубеже IV и V веков. Пояс Пречистой был помещён в золотой ларец, запечатанный императорской печатью и поставленный в Халкопратийском храме во имя Пресвятой Богородицы. Затем, в царствование императора Льва Мудрого, в начале X века, пояс был извлечён и оказался неповрежденным временем. После исцеления супруги императора, императрицы Зои, было установлено празднование в память Положения честного пояса Божией Матери. После захвата Константинополя турками святыня покинула город и оказалась разделена на части. Части святыни продолжали славиться многочисленными чудесами. На начало XXI века часть хранилась на Кипре, в монастыре Троодитисса [1], часть - в Грузии [2], часть - в Трирском монастыре [2]. Однако, наиболее прославившаяся часть оказалась в монастыре Ватопед на Святой Горе Афон.
Пояс Пресвятой Богородицы
Святыня хранится в монастыре Ватопед с XIV века. Свидетельства о чудесах, совершаемых её благословением, многочисленны с давних времен. Чудотворную силу святыни признавали даже турецкие султаны. Так, в 1871-1872 годах султан Абдул-Азиз обратился к ватопедским отцам с просьбой доставить пояс в Константинополь, прислав для этой цели пароход прямо к пристани обители. Как только судно приблизилось к Константинополю, бушевавшая там эпидемия холеры прекратилась, и удивленный правитель приказал принести реликвию во дворец для поклонения.

Известны многочисленные случаи исцелений от различных болезней благодатью честного пояса Божией Матери, но особенно ярко она проявляется в помощи бездетным супругам. Монахи хранят множество писем, в которые счастливые родители вложили фотографии своих детей, родившихся благословением Божией Матери, посредством Ее честного пояса.Честной пояс Пресвятой Богородицы стал главной и наиболее любимой святыней Ватопедского монастыря, монахов этой обители даже прозвали на Афоне "агиазонитами" (т.е. "святопоясниками"). Главным чествованием пояса в Ватопеде является праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, к которому в обитель стекается много паломников. По традиции святыня ежегодно исходит из стен монастыря на краткий срок и проносится по греческим городам для чествования и поклонения. Несмотря на просьбы, монахи не вывозили святыню за пределы Греции вплоть до исторического посещения России 20 октября-28 ноября 2011 года. В то время ковчег со святыней объехал 15 главных городов России, где везде к нему выстраивались многотысячные, длиной в километры, очереди верующих. В общей сложности честному поясу Богородицы в эти дни поклонилось около 3 миллионов человек, в те же дни начали фиксироваться чудесные события. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал это беспрецедентное за многие десятилетия всенародное поклонение святыне в России "чудом сохранения веры".
Ватопедская часть пояса
Тонкий пояс из верблюжьей шерсти и золотых нитей длиной около 60 сантиметров. По преданию, это пояс сплетенный Божией Матерью и данный ею апостолу Фоме. Весной 1953 года в монастыре в Мардине, Турция, был обнаружен старинный манускрипт на арамейском, согласно которому пояс находился под алтарем Хомской церкви Пояса Богородицы. Вскоре в присутствии высшего духовенства местных православных и антихалкидонтиских общин, при большом стечении верующих, была обретена святыня. На небольшой глубине нашлась могильная плита с надписью по-арамейски: "Сей храм заложен в 59 году от Рождества Христова," а под плитой - мраморный куб с серебряным ковчегом, в которой обретался свернутый пояс. Анализ, проведенный учеными, показал, что находка пролежала в земле около тысячи лет. С тех пор пояс сберегался в Хомском храме Пояса Божией Матери. К реликвии потянулись паломники и страждущие. Чудеса начались почти сразу, и включали множество исцелений. Постепенно при храме образовался целый "музей" оставленных за ненадобностью костылей и протезов.
Хомский пояс
Слово комбоскини переводится с греческого языка как веревка из узлов (комбос - узел, скини - веревка). Эти браслеты носят на руке для поддержания неустанной молитвы. Материал - шерстяная вощёная нить. На комбоскини имеется сплетенный крестик, разные бусины.

Комбоскини - это молитвенный инструмент, который используется православными христианами, с 5 и 6 века. Обычно они изготавливаются вручную в монастырях из шерсти или шелка, состоят из сложных узлов, бусинок и креста (сплетённого или металлического).
Каждая часть таких браслетов имеет свое символическое значение. Четки и браслеты - комбоскини обычно плетутся из шерсти, чтобы напоминать членам церкви, что все они являются агнцами Божьими. Чёрный цвет символизирует траур по грехам, так как все мы не безгрешны. Обязательным атрибутом таких четок и браслетов является крест, как напоминание жертвы Иисуса Христа.

33 узла символизируют годы жизни Иисуса Христа, 99 узлов - это 33 умноженное на три лица Святой Троицы; каждый узел состоит из девяти сплетенных крестов, символизирующих 9 чинов ангельских.

Браслет носят на запястье левой руки в знак того, что она ближе к сердцу.
Греческий браслет-комбоскини
Каждение и ладан вошли в церковную практику давно. Известно, что люди использовали их ещё со времён Месопотамии и Древнего Египта. В Священном Писании упоминается каждение, которое совершалось в скинии Ветхого Завета. В христианстве оно имеет символическое значение: горящий уголёк — это символ Христа, Который попаляет Своей Божественной природой грехи, сотворённые человеком. А чистый дым, который исходит из кадила, когда мы кладём на угли ладан, символизирует нашу молитву в чистом, первозданном виде. В храме во время богослужения дым, исходящий из кадила, символизирует нашу молитву, обращённую к Богу. Когда священник поворачивается к каждому человеку, окуривая его дымом ладана, он таким образом приглашает его к молитве, а в дыме мы видим символ сходящей на молящихся благодати Божией.
Дым как символ
Каждение – ритуальное сжигание ладана и других ароматных смол, символизирующее присутствие Бога и возносимые к Нему молитвы.
Если есть желание кадить дома, то этот процесс должен иметь определённое значение. Нужно это делать или нет — зависит от того, какой смысл человек вкладывает в свои действия. Если мы будем кадить просто для того, чтобы в доме хорошо пахло — это один случай. Если же он желает кадить перед молитвой — дело другое.

Возжигание ладана, или каждение, помогают нам настроиться на молитву, обрести особое, сосредоточенное состояние. Мы встаём перед иконами, ставим перед ними лампаду или зажигаем свечу — это тоже помогает нам привести в порядок мысли и чувства.

Возжигаем ладан от церковной свечи, затем берём подставку, или кацею, и обходим дом, читая 90-й или 50-й псалом, «Отче наш» или Иисусову молитву. После этого можно стать на молитвенное правило. От такого каждения будет польза: оно не только подарит удовлетворение от вдыхания приятного запаха, но поможет с радостью пообщаться с Богом.
Можно ли кадить дома?
С помощью лампады
Ладан можно применять по необходимости и душевному желанию, хоть ежедневно. Для каждения существуют специальные домашние кадила и уголь в таблетках.
Способы разжигания ладана
С помощью кадильницы
Этот способ интересен тем, что в нём не требуется разжигание уголька, но нужна утварь, которая называется "паучок".

Итак, берём лампаду, зажигаем её. Затем достаём «паучок» — специальную металлическую насадку на лампаду.

При этом способе ладан используется исключительно кусочками, а не, например, порошком.

Помещаем «паучок» на лампаду и кладём на его кусочек ладана. После этого, нужно немного подождать, пока нагреется лампадка.
Кадильница — это металлическая или керамическая емкость, в которую помещается раскаленный уголек. Уголек раскаливаем на огне кухонной конфорки. Можно положить его аккуратно пинцетом прямо в огонь и раз в несколько минут переворачивать. Уголь должен покрыться белым пепелком.

Уголь достаточно разогрелся. Будьте аккуратны — пепел осыпается, а сам уголь может выпасть из пинцета. Держите стакан с водой наготове.

Когда уголь разогрелся — кладем его в кадильницу и насыпаем немного ладана вокруг угля. Ладан кладут рядом с раскаленным углем. Он сразу начинает выделять дым. Кадильницей с ручкой можно обойти всю квартиру.

Сначала уделить внимание иконам, затем пройтись по всему дому от входа по часовой стрелке, читая молитвы, которые будут возноситься к Богу: «Иисусова молитва», «Отче наш».
«Крестных ход» Годеновского Креста
Икона с изображением Годеновского Чудотворного креста
Годеново: Чудотворный Крест
Крест – не просто реликвия и удивительный художественный образ, который Господь сохранил для нас, да еще и в действующем храме, – он чудотворит. Неиссякаемый поток паломников к нему свидетельствует: сердцем русского человека востребован Крест.

Годеновский Крест – уникальная святыня, чудесным образом обретенная много веков назад на Ярославской земле. И как и прежде, к Кресту сегодня приезжают тысячи паломников. О Кресте и его истории, чудесах, с ним связанных, рассказывает игумения Евстолия (Афонина) – настоятельница Переславского Никольского монастыря, на подворье которого – в храме святителя Иоанна Златоуста в с. Годеново – пребывает эта святыня.
Знамение державного строительства Руси
Крест был обретен на глухом болоте, недалеко от Ростова Великого. В исторических источниках говорится, что он явился «от греческой стороны» в 1423 году, то есть за 30 лет до падения Константинополя и Византии. Для русской истории эти 30 лет были ознаменованы важнейшими событиями. Это годы правления Василия II, при котором окрепла и усилилась объединившая вокруг себя земли многих княжеств Московская Русь, что явилось предпосылкой значимого события: Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. После принятия Ферраро-Флорентийской унии подписавший ее митрополит Исидор был с позором изгнан из Москвы, и предстоятелем Церкви стал русский епископ, избранный на первосвятительство Собором русских архиереев в 1448 году. Автокефалия и государственное единство, к которой уже шла Русь, – необходимые условия державного строительства. Вскоре, в правление Ивана III, после женитьбы его на Софии Палеолог, на Русь приходит герб Византии. А незадолго перед этим – Цареградская икона Божией Матери: она, как и Животворящий Крест, становится одним из символов того, что Русь – преемница Византии. Тогда же старец Филофей напишет знаменитые слова: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Осмыслив все эти события, сегодня мы можем сказать: своим явлением Животворящий Крест предзнаменовал грядущее державное строительство Руси.
XXI век: второе обретение
Люди стали просить копию святыни для своих храмов, и уже 12 таких копий установлены в разных епархиях и регионах нашей необъятной страны. Первая из них была принесена в Севастополь. Это произошло 13 декабря 2013 года, в день памяти святого апостола Андрея Первозванного, когда в Киеве уже бушевал «Майдан». Крымчане горячо молились о мире на своей родине. Через несколько месяцев святая земля Крыма бескровно вернулась в лоно Русского Дома. Еще одна копия принесена в Вологду, где сегодня присутствует в храме преподобного Димитрия Прилуцкого, основателя нашего монастыря.

Следующая копия была принесена в Луганскую епархию. Образ Спасителя на Луганской копии получился с темным ликом. Но чудесным образом через год лик просветлел и, несмотря на боевые действия, которые происходили на Луганской земле, в обители не взорвалась ни одна бомба и не прозвучал ни один выстрел. С глубоким почтением перед святыней молился Блаженнейший Митрополит Онуфрий во время своего посещения обители. Копия Креста была преподнесена митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Кириллу. Когда копию освященного Креста обнесли крестным ходом вокруг нашего храма, собравшиеся с изумлением увидели на небе чудесное знамение: над головами проплыл составленный из темных облаков восьмиконечный крест, который сменился солнцем и круговой радугой.

Сегодня этот Крест пребывает в Храме-на-крови города Екатеринбурга. С 15 декабря 2015 года по 18 июня 2016 копия Годеновского Креста находилась на МКС, экипаж космонавтов – Юрий Маленченко, Тип Копра, Тим Пик.
Крест чудотворит
70 лет советской власти почти полностью стерли у народа память о чудотворном Кресте. В конце 1990-х, случайно узнав о нем от паломников, мы взяли под свое покровительство полуразрушенный храм с обветшавшей святыней и начали молиться перед Крестом. Так было образовано наше подворье. К Кресту тогда вела едва заметная тропка. Что же мы видим сегодня? После десятков лет забвения Крест почитается народом так, что это можно сравнить с почитанием преподобных Матронушки и Серафима. Сердцем русского человека востребован Крест. В дни празднования Кресту святыню посещает до 10 тысяч человек в день, и мы видим, что это люди неслучайные. Происходит второе обретение русским народом Животворящего Креста, и это свидетельствует о том, что русский народ возрождается.
Крест – не просто реликвия и удивительный художественный образ, который Господь сохранил для нас, да еще и в действующем храме, – он чудотворит. Неиссякаемый поток паломников говорит о том, что чудотворение, которое являет эта святыня, привлекает людей: они исцеляются от телесных болезней и возрождаются духовно, о чем мы имеем множество свидетельств.