Устное народное предание относит время основания женского монастыря в Пинске к глубокой древности – к временам крещения Руси – и связывает его с именем местной княжны Варвары, которая назвала устроенный ею монастырь по имени своей небесной покровительницы.
Первые письменные упоминания относятся к 1521 году, когда пинский князь Феодор Ярославич при Варваринской церкви построил новые деревянные монастырские здания.
С введением унии (1569 г.) монастырь был обращен в униатский, а православные монахини изгнаны из него. Впрочем, им некоторое время разрешалось проживать в Пинске. Но в 1635 году король Владислав IV своей грамотой запретил Пинскому магистру принимать в Пинске православных монахинь, которые хотели основать особый монастырь после обращения Варваринского в унию.
С 1839 года Варваринский монастырь снова стал православным. История монастыря была бы неполной без упоминания о деятельности настоятельницы Назареты (Томашевской), которая управляла монастырем с 1844 г. Во время ее настоятельства Свято-Варваринский монастырь имел великие святыни, среди которых – серебряный позолоченный крест с частицей Животворящего Креста Господня. Предметом особого поклонения верующих служила частица мощей (палец) святой великомученицы Варвары, помещенный в раку, позолоченную и расписанную сценами из жития святой. Монастырь имел библиотеку, в которой насчитывалось несколько сот томов книг, в основном духовного содержания. При монастыре действовала школа, где воспитанницы разных сословий учились чтению, письму и рукоделию. Девушки из бедных семейств обучались бесплатно.
В 1858 г. из римско-католического костела перестраивается каменная церковь. В 1865 году на ней устанавливается большой купол, который придает храму соответствующий православной традиции вид. Стараниями игуменьи Назареты на втором этаже монашеского корпуса устраивается теплая церковь.
В 1874 г. Свято-Варваринский монастырь перевели в Минск, где была образована Спасо- Преображенская обитель. В главном монастырском храме был устроен придел во имя великомученицы Варвары, и хранилась привезенная из Пинска частица её мощей.
По упразднении монастыря в Пинске большая каменная церковь стала приходской и была приписана к Лещенской Свято-Успенской церкви. Келейный двухэтажный корпус передали гражданскому ведомству под городскую больницу.
Но Свято-Варваринскому монастырю не суждено было остаться в забвении. Пример строгой монашеской жизни его инокинь призвал к особому духовному деланию новых подвижниц, которые ныне стоят у истоков возрождения этой древней обители Пинщины.
Почти через 120 лет, в 1993 г., утверждением Синода Русской Православной Церкви, стараниями и трудами архиепископа Пинского и Лунинецкого Стефана (Корзуна) в Пинске вновь была возрождена Свято-Варваринская женская обитель. Первой настоятельницей возобновленного монастыря стала инокиня Татиана (Казак), а с октября 1995 г. игуменьей поставляется монахиня Екатерина (Романчук). При монастыре действует воскресная школа для детей и взрослых, библиотека, просфорня.
На сегодняшний день в обители проживает 3 монахини, которые несут свой молитвенный подвиг на благо Православной Церкви. Сестры выпекают просфоры, трудятся на огороде, занимаются ремонтом облачения, несут послушание на клиросе, в библиотеке.
Монастырь и Здание Пинского Епархиального Управления представляют единый архитектурный ансамбль. Храмами монастыря являются Кафедральный Собор Воскресения Словущего и крестовая церковь Святого Апостола первомученика и архидиакона Стефана (в здании Пинского Епархиального Управления).
История сохранила память о некоторых настоятельницах монастыря:
1. Татьяна (Ртищева, 1520)
2. Анисия (Богданова Велятицкая, т.е. родом из д.Велятичи, расположенной неподалеку от Пинска, 1551)
3. Иулиания (Почаповская – родом из д.Почапово, поставленная на должность настоятельницы с согласия королевы Боны, 1533)
4. София (Кирдеева-Волловичева, 1560)
5. Васильева Фурсова (её имя не установлено, но известно, что она была поставлена на должность с согласия короля Сигизмунда Августа, 1566)
6. Регина (Ирина Войнянка, 1580)
7. Евфимия (Людмила Войнянка-Сновская, 1595).