Пантелеимон (Рожновский)
Епископ Двинский, епископ Пинский и Новогрудский (1920-1922, 17.10.1939-июль 1940), Митрополит Минский и Белорусский
Годы жизни: 1867-1950гг.
В миру Рожновский Павел Стефанович родился 27 октября 1867 года в Костроме (или по другим данным, в Витебской губернии) в дворянской семье. В юности избрал путь военной карьеры, для чего закончил Николаевское военное инженерное училище в Санкт-Петербурге. Нравственная жизнь офицеров, среди которых проводил службу Павел, очень скоро стала тяготить молодого человека. Уйдя в отставку, Павел поступил на миссионерские курсы при Казанской Духовной Академии, после которых принял монашеский постриг в 1897 году. Послушания настоятеля монастыря будущий архиерей проходил в Казанской, Волынской, а затем в Полоцкой епархиях. Будучи настоятелем Витебского Маркова Свято-Троицкого монастыря, за семь лет привел обитель в цветущее состояние, как с внешней, так и с внутренней стороны. За это был удостоен орденов святой Анны 3 и 2 степеней.

В 1913 году хиротонисан в епископа Двинского, викария Полоцкой епархии. В качестве управляющего Полоцкой епархией участвовал в заседаниях Поместного собора 1917-1918гг. Активно пытался противостоять начавшимся гонениям большевиков на Православную Церковь во вверенной ему епархии. Скорее всего, из-за такой активной и смелой позиции Владыка был вынужден уехать на подконтрольную полякам территорию в Дерманский Троицкий монастырь на Волыни.

В 1920 году Святейший Патриарх Тихон назначил епископа Пантелеимона на новообразованную кафедру – Пинскую и Новогрудскую. Епархиальная деятельность Владыки Пантелеимона продлилась недолго. В 1922 году епископ Пинский Пантелеимон оказался одним из противников вводившейся незаконно автокефалии Польской православной Церкви. Он отказался подписать конкордат об отношении Православной Церкви в Польше с польскими властями, за что был сослан в Свято-Никольский Милецкий монастырь на Волыни. Владыке запрещали совершать богослужения, он был под строгим надзором настоятеля обители. Но, несмотря на запреты, епископ Пантелеимон вел переписку, защищал юлианский календарь в Православной Церкви, добивался возможности служить и проповедовать.

В 1925 году Патриарх Тихон возводит епископа Пантелеимона в сан архиепископа.
В 1928 году архиепископа Пантелеимона переводят сначала в Дерманский монастырь на Волыни, а в 1930 – в Свято-Успенскую Жировицкую обитель, где он пробыл до 1939 года. Высокая духовная жизнь владыки Пантелеимона служила ярким примером для многих тысяч православных людей. Люди любили его продолжительные архиерейские богослужения и такие же продолжительные и глубокие проповеди. О примерах его милосердия сохранилось много рассказов. Он любил детей и всегда старался им что-то подарить, а дети в ответ старались принести ему цветы. Владыка активно писал статьи о православии, часть из которых получилось издать в Литве. По словам его современника Владимира Гриненко святитель «пленял православных их же Православием». Кротость, простота, милосердие, высокая духовность, горение в молитве и в то же время стойкость и твердость в следовании каноническим правилам Православной Церкви делали имя архиепископа Пантелеимона авторитетным для всего населения межвоенной Польши.

В 1939 году, после присоединения Западной Белоруссии к СССР, владыка начал устраивать церковную жизнь в новых условиях. Он обратился в Московскую Патриархию с прошением принять его и возглавляемые им приходы в ее юрисдикцию и назначить его управляющим Пинской и Новогрудской епархией. 17 октября 1939 архиепископ Пантелеимон получил соответствующий указ из Патриархии. Кроме того, он был назначен Экзархом Московской Патриархии на территории всей Западной Белоруссии. За труды на благо Православной Церкви владыка был удостоен права ношения бриллиантового креста на клобуке. В 1940 году его титул – Гродненский и Виленский, в 1940-1941 гг. – Гродненский и Барановичский. В 1941 году, после начала ВОВ, архиепископ Пантелеимон становится снова Экзархом Белоруссии с титулом Минский и Белорусский. В 1942 году собором Белорусской Православной Церкви возведен в достоинство митрополита с титулом «священноархимандрит Свято-Успенской Жировицкой обители». В годы немецкой оккупации активно противостоял требованиям немецких властей и белорусских националистов ввести автокефалию и национализацию Православной Церкви в Белоруссии. Теперь уже от немецких властей он был устранен от управления Белорусской Церковью и находился под их надзором сначала в монастыре в Лядах, а затем в Вилейке. В 1944 году насильно эвакуирован немцами в Германию. В Слониме на станции пытался сбежать в Жировицкий монастырь, но был остановлен охраной и возвращен в поезд.

Находясь в Мюнхене, владыка Пантелеимон, не принял приглашение митрополита Анастасия (Грибановского) присоединиться к РПЦЗ, хотя Архиерейский собор 1946 года счел его принадлежащим к своей юрисдикции. Так же, как и в Жировичах, в Мюнхене митрополит Пантелеимон вел активную духовную деятельность: часто служил, проповедовал, посещал нуждающихся, помогал множеству обездоленных людей. Его кончина была тихой и безболезненной 30 декабря 1950 года. Отпевание почившего митрополита возглавил архиепископ Берлинский и Германский Венедикт (Бобковский), сподвижник почившего митрополита по Белоруссии. Могила митрополита Пантелеимона (Рожновского) находится на кладбище Фельдмохинг в Мюнхене.
Биография
Александр (Иноземцев)
Архиепископ Полесский и Пинский (11.12.1925 – июль 1944)
Годы жизни: 12.08.1887- 09.02.1948гг.
Родился Николай Иноземцев в Тобольске, где окончил Духовное училище и семинарию. В 1910 -1913 годах обучался в Санкт-Петербургской Духовной Академии, которую закончил со степенью кандидата богословия за диссертацию об учении адвентистов. На 3 курсе был пострижен в монашество (11 февраля) и рукоположен в иеродиакона 26 февраля и иеромонаха – 22 марта 1912 года, епископом Ямбургским Георгием (Ярошевичем), ректором СПбДА. В сентябре 1918 года указом Святейшего Патриарха Тихона возведен в сан архимандрита и направлен епархиальным миссионером в город Минск. Уже в декабре 1918 года архимандрит Александр, сопровождая архиепископа Георгия (Ярошевского), выехал на территорию Украины, а затем эмигрировал в Константинополь. Затем были скитания по Европе: Салоники (Греция), Белград (Сербия) и Бари (Италия). В октябре 1921 года по приглашению Патриаршего экзарха в Польше, архиепископа Георгия (Ярошевского), прибыл в Польшу. Архимандрит Александр стал настоятелем церкви святой Марии Магдалины в Варшаве и членом Варщавско-Холмской духовной консистории.

Поддержав курс на автокефалию Польской Церкви, архимандрит Александр (Иноземцев) 4 июня 1922 года был хиротонисан во епископа Люблинского, викария Варшавско-Холмской епархии. 12 июня 1922 года назначается управляющим Пинско-Новогрудской епархии. Решением Священного Синода Православной Церкви в Польше 25 сентября 1922 года епархия была переименована в Полесско-Пинскую. 3 июня 1927 года епископ Александр был возведен в сан архиепископа.
С присоединением Западной Белоруссии и Украины к СССР архиепископ Александр занял позицию выжидания, не поехал в Москву для урегулирования канонического статуса Полесской епархии, избегал личных встреч с экзархом и сослужения с ним, воздерживался от поминовения священноначалия, за что указом Московской Патриархии от 2 июня 1941 года почислялся на покой «в связи с болезненным состоянием».

Вскоре после установления оккупационного режима на белорусских и украинских землях архиепископ Александр стал активно участвовать в раскольническом объединении – Украинская автокефальная православная Церковь (УАПЦ). 8-10 февраля 1942 года в Пинске состоялся собор противников Московской Патриархии под председательством архиепископа Александра, на котором было принято постановление совершить 3 архиерейские хиротонии. В августе 1942 года он уже участник и председатель собора в Луцке, который провозгласил автокефалию Украинской Церкви, что было абсолютно неканоничным деянием. Этот же собор объявил архиепископа Александра митрополитом.

15 мая 1944 года на Соборе Белорусской Православной Церкви митрополиту Александру было предложено перейти в состав БПЦ, на что им был дано предварительное согласие, но в связи с эвакуацией православного духовенства за пределы Белоруссии его официальный переход в состав Белорусской митрополии так и не был осуществлен.

В 1945 году митрополит Александр был принят в общение Русской Православной Церковью Заграницей с условием полного разрыва отношений с украинскими автокефалистами. Но последующая деятельность митрополита Александра в Мюнхене была направлена на тесное взаимодействие с представителями УАПЦ, которое привело к постановлению Архиерейского Синода РПЦЗ от 26 марта 1947 года о разрыве церковного общения с бывшим управляющим Полесской епархией.

Скончался митрополит Александр 9 февраля 1948 года в Мюнхене в результате несчастного случая. Заупокойные богослужения были отслужены представителями обоих церковных юрисдикций РПЦЗ и УАПЦ.
Биография
Онисифор (Пономарев)
епископ Пинский и Брестский (27 февраля 1945 – октябрь 1945), Калужский и Боровский
Годы жизни: 09.01.1881-08.10.1966гг.
Петр Алексеевич Пономарев родился в селе Змеевка Рязанской области. Закончил Данковское духовное училище и Саратовскую Духовную семинарию. В 1901 году назначен псаломщиком Вознесенской церкви станицы Новоминской на Кубани. В 1906 году поступил в СПбДА, которую закончил со степенью кандидата богословия за работу «Быт монастырей XVI века, раскрываемый в спорах заволжских старцев и иосифлян». В июне 1910 года определен преподавателем русского языка в Единецкое Духовное училище Кишиневской епархии. В 1918 году при занятии Бессарабии румынами вынужден был эвакуироваться в город Каменец-Подольский на территории современной Украины. Здесь Петр продолжил преподавательскую деятельность, занимая должность учителя греческого языка в Подольской семинарии и учителя русского в русской гимназии. 30.03.1920 года епископом Подольским и Брацлавским Пименом (Пеговым) рукоположен во иереи к церкви святого апостола Иоанна Богослова местечка Маков современной Хмельницкой области.

С 1924 года за священником Петром начинается слежка, которая приводит к аресту и осуждению в 1929 году «за контрреволюционное выступление и антисоветские проповеди». Поводом для ареста послужила защита прихожанами своего храма и веры на второй день Пасхи 6 мая от антирелигиозных нападок, организованных местными комсомольцами. Власти во всем обвинили священника и наиболее активных прихожан храма. 6 марта 1930 года отца Петра осудили на 3 года концлагеря. После отбытия срока батюшку отправляют в ссылку в Северный край (Архангельск) еще на три года.

После возвращения из ссылки о. Петр назначается в 1935 году настоятелем храма святого великомученика Димитрия Солунского в селе Жмурово Тульской епархии. В этом же году (29.11) епископом Тульским Онисимом (Пылаевым) пострижен в монашество с именем Онисифор. В январе 1936 года возведен в сан архимандрита. Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским) 25 августа 1937 года назначен настоятелем Спасо-Преображенского храма села Товарково Тульской области, а в 1938 году – благочинным 7-го округа Тульской епархии.

14 февраля 1945 года постановлением святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода архимандриту Онисифору (Пономареву) определено быть епископ Пинским и Брестским. Чин наречения совершили: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополит Коломенский и Крутицкий Николай (Ярушевич), архиепископ Тульский и Белевский Виталий (Введенский), епископ Нежинский Борис (Вик) и епископ Можайский Макарий (Даев). Хиротония архимандрита Онисифора во епископа Пинского и Бресткого совершена 27 февраля 1945 года Патриархом Алексием и архиепископом Тульским Виталием в храме святого мученика Иоанна воина в Замоскворечье.

Пребывание на Пинской кафедре епископа Онисифора было непродолжительным. Известно, что владыка попытался в послевоенном городе организовать при епархии производство свечей, за что подвергся преследованию от властей города. В октябре этого же года его назначают на Калужскую кафедру. Есть замечательные воспоминания архимандрита Иоанна (Крестьянкина), записанные протоиереем Владимиром Правдолюбовым, о служении владыки Онисифора в Калуге. Епископ жил очень скромно: пешком ходил на богослужения в храмы Калуги, сам посещал рынок и магазины, чтобы купить еды, имея каллиграфический почерк, переписал архиерейский Чиновник, которым и пользовался. Для епархиального управления снимал дом, так как не было средств купить что-то подходящее. В правлении Калужской епархией епископу Онисифору удалось открыть некоторые храмы, вернуть список чудотворной Калужской иконы Божией Матери. Особенно тяжелой жизнь в епархии стала после начала хрущевских гонений на Церковь. В эти годы стали закрываться храмы, началась разнузданная антицерковная пропаганда. Несмотря на любовь народа, простоту и доступность в общении епископ Онисифор в 1960 году (ему было 79 лет) был стащен науськанными кликушами по лестнице со второго этажа кафедрального собора. В этом же году он уходит на покой. Местом пребывания владыки Онисифора стал Одесский Свято-Успенский монастырь. Здесь владыка снискал любовь и прихожан, и братии монастыря. Любил служить, вел летопись монастыря, был прост и доступен для общения. 30 мая 1964 года возведен в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке. Скончался архиепископ Онисифор (Пономарев) 8 октября 1966 года и был погребен на монастырском кладбище.
Биография
Даниил (Юзьвюк)
епископ Ковенский, временно управляющий Виленской и Литовской епархией, Архиепископ Пинский и Полесский (12.01.1946 – 24.03.1950)
Годы жизни: 1880 - 1965гг.
В миру Николай Порфирьевич Юзьвюк родился 2 октября 1880 года в семье псаломщика Спасо-Преображенского храма села Дмитровичи Каменецкого района Порфирия Андреевича и Елены Михайловна (Белькевич) Юзьвюк. В анкете следственного дела архиепископа Даниила указан год рождения 1882. В 1899 г. Николай закончил Жировичское Духовное училище, а в1905 – Литовскую Духовную семинарию по первому разряду. Вплоть до 1913 года Николай Порфирьевич исполнял должность надзирателя и библиотекаря Виленского духовного училища. После окончания курсов при Министерстве юстиции в Санкт-Петербурге с 1913 года Николай трудится земским начальником сначала в Лидском, а затем в Виленском уездах. С лета 1917 года и до января 1918 был выбран временным судьей в Виленском уезде. Вследствие захвата Вильно сначала немецкими, а затем польскими войсками Николай выезжает сначала в Воронеж (1918), а затем в Харьков (1920). В эти годы он трудится на канцелярско-административных должностях в советских учреждениях по вольному найму. В 1922 году во время репатриации уроженцев бывших западных областей Российской империи Николай снова возвращается в Вильно. Два года он остается без работы, а с сентября1924 года получил должность заведующего интерната Виленской Духовной семинарии. С 1925 года – помощник инспектора и по совместительству казначей семинарии. В1927 – воспитатель в интернате семинарии и библиотекарь фундаментальной семинарской библиотеки. Среди учащихся семинарии будущий владыка пользовался большим уважением. По их воспоминаниям он отличался высокой культурой, редким тактом в отношениях с людьми, добросовестным исполнением своих обязанностей, принципиальностью в сочетании с добрым характером.

С назначением на Виленскую и Литовскую кафедру митрополита Елевферия (Богоявленского) (1940 год) Николай Порфирьевич становится его личным секретарем, а также исполняет обязанности старосты и секретаря правления Свято-Духова монастыря в Вильнюсе. После смерти митрополита Елевферия (31 декабря 1940 г.) новый митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский) предлагает Николаю Порфирьевичу принять монашество и стать епископом Ковенским. В течение 1941 года принять архиерейский сан Николая Юзьвюка уговаривали протоиерей Лука Голод и его школьный коллега и друг адвокат Вишневский. Но на все уговоры был строгий отказ – недостоин, подтверждаемый примерами из жизни святых отцов. Лишь после того, как протоиерей Лука назвал Николая «духовным дезертиром», последний сказал: «Согласен».

1 апреля 1942 года Николай Порфирьевич рукоположен во диакона, 4 апреля – во иерея, 12 апреля возведен в сан протоиерея и пострижен в монашество с именем Даниил; 13 апреля возведен в сан архимандрита, а 26 апреля состоялась архиерейская хиротония во епископа Ковенского, викария Литовской епархии. В августе 1942 года владыка Даниил принимает участие в архиерейском совещании православных епископов в Риге, созванном митрополитом Сергием. Совещание приняло решение не выходить из юрисдикции Московского Патриархата, епископам Прибалтики поминать Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), а священникам разрешить поминать лишь правящего епископа, что было вполне допустимо с канонической точки зрения в условиях давления немецких властей. Вынужденным решением этого совещания было и заявление о лояльности к немецким властям.

Основная деятельность епископа Даниила проходила в епархиальном городе Ковно (Каунас). 23 апреля 1944 года был убит митрополит Сергий (Воскресенский). Согласно его завещанию, составленному еще в 1943 году первым кандидатом на должность Экзарха должен был стать епископ Даниил. 8 мая 1944 года епископ Даниил (Юзьвюк) вступил в должность временно управляющего Виленской и Литовской епархией с правами заместителя Патриаршего Экзарха Прибалтики. С вступлением в должность он возведен был в сан архиепископа. Действия архиепископа Даниила после принятия им этой должности вызвали недовольство немецких властей, а вскоре и вынужденную высылку его в лагерь для духовенства в Чехословакии (Фридрихсвальде). В 1945 году владыка Даниил был освобожден из лагеря американскими войсками, но эмигрировать на Запад отказался. В 1945 году после встречи с архиепископом Орловским и Брянским Фотием (Топиро) архиепископ Даниил вернулся в СССР и воссоединился с Московской Патриархией. 30 декабря 1945 года владыка был назначен на кафедру Пинской и Брестской епархии, так говорится в большинстве статей о владыке. В Пинском архиве сохранилась копия указа Патриарха Московского и всея Руси Алексия: «Журнальным определением Священного Синода от 12 января 1946 года за № 3 постановлено: «На Пинскую кафедру назначить Архиепископа Даниила (Юзьвюк), проживающего на территории Чехословакии, с титулом Архиепископ Пинский и Брестский». О чем и сообщается Вашему Преосвященству»». В 1946 году титул владыки Даниила Пинский и Лунинецкий, а с 1948- Пинский и Полесский.

В послевоенном Пинске архиепископ Даниил принялся активно восстанавливать церковную жизнь. Так начался ремонт Свято-Феодоровского собора, пострадавшего во время военных действий. В 1948 году по благословению Высокопреосвященного Даниила в Пинске с 18 мая по 4 июня проходили краткосрочные пастырские курсы для священнослужителей Пинской епархии, не имеющих законченного образования. Курсы прослушало 27 священнослужителей, из них 4 – в диаконском сане. В этом же году прошли торжественные богослужения в приходах храмов Купятичи и Дубое, а также в Соборном храме Пинска, посвященные 300-летию мученической кончины преподобномученика Афанасия, игумена Брестского. Владыка активно проповедовал за каждым богослужением. Его слова назидания верующим часто характеризовали эпитетами: «вдохновенное, прочувствованное слово».

Владыка активно помогал всем, кто обращался к нему за материальной помощью. Особенно старался помочь репрессированным советской властью священнослужителям и их семьям. Посылки и материальную помощь он посылал священникам Владимиру Голосову, Николаю Мироновичу, Борису Ясинскому, супругам священников Николая Лапскина и Николая Гейхроха. Впоследствии это было расценено как антисоветская деятельность. Сам владыка жил очень скромно. При обыске перед арестом у него изъяли несколько старых ряс и подрясников, одни сапоги и карманные часы с цепочкой.

В 1949 году владыка Даниил заявил решительный протест уполномоченному по делам Церкви на действия сотрудников МГБ Пинской области, которые при аресте и обыске у священника Телеханской Свято-Троицкой церкви протоиерея Иоанна Струковского, осквернили алтарь храма: вошли в алтарь с оружием, в головных уборах, отодвигали престол и дотрагивались руками до антиминса.

Активная позиция архиепископа Даниила, его смелость в отстаивании церковных интересов в то сложное время привели и к его аресту 24 марта 1950 года. Перед праздником Похвалы Богородицы начался крестный путь Пинского архиерея. Находясь во внутренней тюрьме МВД БССР. Тюрьме №1 МГБ СССР. 70-летний архиепископ вплоть до 2 декабря того же года подвергался изнурительным ночным допросам. Особое совещание при МГБ СССР приговорила архиепископа Даниила «за антисоветскую агитацию» в военные и послевоенные годы к 25 годам заключения. Срок архиерей отбывал в Озерном ИТЛ Иркутской области. После смерти Сталина в 1955 году старца-архиерея амнистировали. Местом пребывания владыки Даниила стал город Измаил Одесской области. Владыка пребывал на покое с правом служения в городском соборе. В заключении, а возможно и во время допросов, владыка практически полностью потерял зрение. Жизнь владыки в Измаиле отличалась строгой аскетичностью, а также присущей ему и раньше чуткостью и человеколюбием. 30 апреля 1964 года награжден правом ношения креста на клобуке. 15 октября 1964 года Священный Синод определил новое место жительства архиепископа Даниила – Жировичский монастырь. В ноябре владыка переезжает в женский Михаило-Архангельский монастырь села Александровка Одесской области. 27 августа 1965 года архиепископ Даниил (Юзьвюк) мирно почил и был похоронен на кладбище Свято-Михайловского монастыря.
Биография
Паисий (Образцов)
Пинский и Лунинецкий (31.10.1950 – 15.11.1952), Ульяновский и Мелекесский
Годы жизни: 1888 -29.10.1953гг.
Алексей Павлович Образцов родился в бедной семье в Воронеже. В раннем детстве потерял отца. Мать, воспитывавшая сына одна, смогла привить ему любовь глубокую веру, любовь к храму и богослужению. В 1905 году Алексей закончил Тамбовское духовное училище, а в 1911 – Тамбовскую духовную семинарию. В этом же году был рукоположен во священники и до 1944 года служит на приходах Тамбовской и Воронежской епархий. Последнее место служения отца Алексия перед монашеским постригом – настоятель Свято-Никольского кафедрального собора города Воронеж и благочинный Воронежского областного церковного округа.
6 сентября 1944 года принял монашеский постриг с именем Паисий от патриаршего местоблюстителя митрополита Ленинградского Алексия (Симанского). 7 сентября состоялось архиерейское наречение во епископа Брестского, а 8 – архиерейская хиротония, которую совершили митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич) и епископ Можайский Макарий (Даев).

Служение епископа Паисия на различных кафедрах было непродолжительным. Так уже в том же 1944 году он был назначен на Саратовскую и Сталинградскую кафедру. Был участником Поместного собора РПЦ (31 января-2 февраля 1945 года). В 1947 году назначен епископом Черниговским и Нежинским, но по личному прошению был переведен управляющим Ивановской и Кинешемской епархией в том же году. С 3 июля 1948 года – вновь епископ Брестский и Кобринский, 18 ноября – Гроднеский и Брестский. 28 февраля титул изменен на Гродненский и Лидский. В начале декабря 1949 года здоровье владыки Паисия резко ухудшилось и 13 декабря Патриарх разрешил ему уйти на покой. В течение года епископ Паисий лечился.

31 октября 1950 года последовало новое назначение – Пинский и Полесский. 24 июня 1951 года в Пинске прошли торжественные богослужения, посвященные 40-летию служения епископа Паисия в священном сане. Богослужения прошли в Свято-Николаевском и Свято-Варваринском храмах Пинска. От лица духовенства владыке Паисию преподнесли архиерейское облачение и Казанский образ Пресвятой Богородицы. 15 ноября 1952 года последовало последнее назначение епископа Паисия – епископ Ульяновский и Мелекесский. 28 января 1953 года владыка подает прошение об увольнении на покой и пенсию. На покое владыка живет в родном городе Воронеже. Почти год жизни на покое сопровождался тяжелой болезнью. 29 октября 1953 года епископ Паисий (Образцов) преставился ко Господу и был погребен в Воронеже.

Где бы ни служил владыка Паисий, он неизменно заслуживал любовь и уважение духовенства и прихожан. С детства его отличала глубокая религиозность, которая выражалась в любви к богослужениям и благолепном их служении, глубокой преданности Промыслу Божию. Каждую службу он старался проповедовать, причем проповеди его всегда отличались глубиной и содержательностью. Владыку Паисия отличала доброта и незлобие в отношениях с людьми, которые к нему обращались. Но есть свидетельства, что в делах церковных епископ Паисий был довольно строг как к себе, так и к подчиненному духовенству. Он требовал неукоснительного исполнения архиерейского благословения и честного и ревностного отношения к пастырским обязанностям. Тех священников, которые примерно исполняли свое служение, он рекомендовал к высоким церковным наградам. Сохранилось его прошение по поводу награждения протоиерея Константина Комара: «Протоиерея Константина Комара, как образцового приходского священника, примерного пастыря-духовника, богословски образованного проповедника и как усердного и исполнительного секретаря Пинского Епархиального Управления считаю достойным наградить в 1952 году высшей церковной наградой, присвоенной белому духовенству, - митрой».
Биография
Афанасий (Кудюк)
епископ Пинский, викарий Минской епархии (31.08.1980-28.03.1984), архиепископ Пермский и Соликамский
Годы жизни: 18.02.1927 – 01.05.2002гг.
Александр Григорьевич Кудюк родился 18 февраля 1927 года в крестьянской семье на территории Польши в Белостокском воеводстве в деревне Красное Село. В 1939 году эта территория вошла в состав Белоруссии. В детстве будущий архиерей был шустрым мальчиком, за что часто наказывался своей строгой мамой. Однажды, катаясь на санках, он провалился под лед. Мокрый и продрогший он пришел домой. Мама, схватив ремень, хотела уже наказать ребенка, но вдруг в доме появилась высокая красивая Женщина, Которая строго сказала матери: «Не смей бить Моего архиерея». После этих слов Женщина исчезла, а мать больше не била своего ребенка. В 1944 году закончил белорусскую гимназию в Бельске и поступил в Духовную семинарию в Варшаве, которую не смог закончить из-за начавшегося восстания поляков против немецких оккупантов в 1944 году. В 1945 году семья Александра переезжает в город Слоним.

В 18 лет, в 1945 году, Александр поступает послушником в Свято-Успенский Жировичский монастырь. С 1946 года начинает обучение в Московских духовных школах – семинарии и академии, которые заканчивает в 1952 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Египетское монашество в IV веке, по творениям великих подвижников Антония Великого, Пахомия Великого, Макария Великого и по Лавсаику». Во время учебы в МДА принимает монашеский постриг (1950 г.) с именем Афанасий в честь святителя Афанасия Великого. 28 мая того же года Патриархом Румынским Юстинианом, находившемся с визитом в Троице-Сергиевой лавре, рукоположен в иеродиакона. 8 июня 1952 года митрополитом Новосибирским Варфоломеем (Городцовым) рукоположен в иеромонаха. Примечательно, что оба рукоположения состоялись в день празднования Святой Пятидесятницы. После окончания Духовной академии молодого иеромонаха оставляют преподавателем Церковного Устава в Московской семинарии и заведующим академической библиотекой.

В 1955 году иеромонах Афанасий получает назначение в Ташкентскую епархию, где исполняет послушание секретаря епископа Ермогена (Голубева). Впоследствии их пути пересеклись еще раз в Жировичском монастыре, куда был сослан владыка Ермоген за свою активную защиту Церкви от богоборческих властей. С 1956 года начинается период преподавательской деятельности в Минской духовной семинарии, где с радостью встречают ученого монаха. В 1958 году игумена Афанасия ожидало новое назначение – настоятель Никольского собора в Алма-Ате с возведением в сан архимандрита. С 1961 по 1978 годы архимандрит Афанасий совершает свое пастырское служение на различных приходах Минской епархии. В 1978 году назначается благочинным Свято-Успенского Жировичского монастыря.

31 августа 1980 в Свято-Духовом соборе города Минска состоялась хиротония архимандрита Афанасия во епископа Пинского, викария Минской епархии. Хиротонию совершили митрополиты Таллинский и Эстонский Алексий, Минский и Белорусский Филарет, архиепископ Смоленский и Вяземский Феодосий, епископ Виленский и Литовский Викторин. В должностные обязанности владыки Афанасия входил разбор всех писем, поступающих в канцелярию митрополии, вопросы погребений и браков, жалобы, некоторые финансовые вопросы. Служить Владыка Афанасий мог в Свято-Духовом соборе и Свято-Александро Невском храме города Минска, а также других храмах митрополии по согласованию с митрополитом Филаретом. Богослужения епископ Афанасий совершал и в своей Пинской епархии. Так, сохранились сведения из отчета за 1983 год, что архиерейские богослужения кроме Пинска были в Логишине, Жабчицах и Городная. Владыка, где бы ни служил, всегда проповедовал. По воспоминаниям прихожан Свято-Духова собора г. Минска и Свято-Варваринской церкви в Пинске, он проповедовал и после вечерни, и на Литургии. Очень любил народные запричастные песни. В Пинске его проповеди приходили послушать не только представители других христианских конфессий, но и евреи. 21 марта 1983 года Свято-Варваринская церковь города Пинска получила статус собора, как кафедра викарного епископа Минской епархии. В 1984 году в Свято-Варваринском соборе были отремонтированы пол и крыша, заменен престол, выполнены работы по облицовке стен.

26 марта 1984 года епископ Афанасий был переведен на Пермскую кафедру. Прихожане Пинска писали письма с просьбой вернуть владыку Афанасия, но его дальнейшая жизнь и служение было посвящено возрождению церковной жизни в Пермской и Соликамской епархии. 25 февраля 1985 года владыка был возведен в сан архиепископа. До 2002 года продолжалось активное архипастырское служение архиепископа Афанасия на Пермской земле. За это время были открыты сотни храмов, возрождена монашеская жизнь в 11 монастырях, велась активная миссионерская проповедь. В марте 2002 года владыка Афанасий в связи с состоянием здоровья и достижением 75-летнего возраста попросился на покой. Его прошение было подписано Патриархом. За несколько недель до смерти он перенес инсульт. 1 мая 2002 года в Великую Среду архиепископ Афанасий преставился ко Господу. Его отпевание состоялось в Великую Субботу. Похоронен архиепископ Пермский и Соликамский за алтарной апсидой Свято-Троицкого кафедрального собора города Перми.
Биография
Константин (Хомич)
епископ Пинский, викарий Минской епархии (23.03.1987 – 06.07.1989), епископ Пинский и Брестский (06.07.1989-19.02.1990), архиепископ Брестский и Кобринский (19.02.1990-19.09.2000)
Годы жизни: 11.11.1911 – 19.09.2000гг.
Константин Андреевич Хомич родился на хуторе Рог недалеко от деревни Бобрик Пинского района. В детстве посещал приход в селе Доброславка, где у него и появилось желание стать священником. В 1929 году, закончив обучение в Пинском реальном училище, Константин поступил в Виленскую духовную семинарию, где проучился до 1935 года. После женитьбы 8 февраля 1936 года он был рукоположен в диакона, а 28 февраля во иерея архиепископом Александром (Иноземцевым). Первый приход у молодого священника был в селе Охово Пинского района. 1 октября 1941 года назначен настоятелем Свято-Никольского храма села Купятичи, где прослужил весь период немецкой оккупации. В июле 1944 года вместе с семьей вывезен немцами в концлагерь в Германию. Вернулся в 1945 году, после освобождения советскими войсками. Но приступить к служению не смог из-за проверки его деятельности во время оккупации органами НКВД. Только в конце 1945 года после положительных характеристик от командиров партизанских отрядов о. Константин приступил к служению в Купятичах.

28 февраля 1946 года митрополит Василий (Ратмиров) назначил иерея Константина снова в церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Охово. 21 апреля 1950 года возведен в сан протоиерея. Батюшку отличала искренняя вера, простота и доступность в общении с народом, готовность помочь в трудных ситуациях, гостеприимность. 25 января 1956 года переведен в город Добруш, где возглавил Свято-Николаевский молитвенный дом и закончил строительство храма. В 1962 году уполномоченный предписал о. Константину в течение 24 часов выселиться из Добруша. Следующим местом его служения стало село Красное в Гомельской области.

1969 год стал испытанием для священника – умерла его супруга Александра Кондратьевна. По благословению архиепископа Минского и Белорусского Антония (Мельникова) 19 марта 1970 года о. Константин принимает монашество в Свято-Успенском Жировичском монастыре и становится его наместником, а 25 июня возводится в сан архимандрита. В эти годы был отремонтирован Успенский собор монастыря, построен кирпичный забор вокруг обители. Наместник старался выстраивать бесконфликтные отношения с местными властями, всеми силами противостоял попыткам закрыть монастырь.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и постановлением Священного Синода от 23 марта 1987 года архимандриту Константину (Хомичу) определено быть епископом Пинским, викарием Минской епархии. Епископская хиротония была совершена в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска 12 апреля митрополитами Швейцарским Дамаскином и Минским и Белорусским Филаретом, а также архиепископами Оренбургским Леонтием и Чебоксарским Варнавой.

6 июля 1989 года была образована самостоятельная Пинская и Брестская епархия, которую возглавил епископ Константин. В городе Пинске не было ни дома для жизни епископа, ни здания для епархиального управления. 19 февраля 1990 года в связи с разделением епархии епископ Константин назначается управляющим новой епархией – Брестской и Кобринской. 25 февраля 1995 года Святейший Патриарх Алексий возводит его в сан архиепископа. Несмотря на почтенный возраст, владыка Константин активно участвовал в возрождении епархиальной жизни. Были открыты два монастыря, построены новые храмы, в том числе и в Бресте, стала издаваться епархиальная газета «Духовный вестник» и журнал «Брестские епархиальные ведомости», налаживались отношения с отделами здравоохранения и образования, при храмах открывались воскресные школы.

19 сентября 2000 года архиепископ Константин преставился ко Господу. Похоронен владыка с северной стороны Свято-Симеоновского кафедрального собора города Бреста.
Биография
Стефан (Корзун)
архиепископ Пинский и Лунинецкий (04.03.1990 – 22.04.2022)
Годы жизни: 25.03.1944 – 22.04.2022гг.
Родился 25 марта 1944 года в деревне Корзуны Червенского р-на Минской обл. в крестьянской семье. В пятилетнем возрасте мальчик был крещен в Благовещенском храме бывшего Ляденского монастыря. В 1962 году Игорь закончил сельскохозяйственный техникум. Затем была служба в армии с 1963 по 1966 годы. После демобилизации еще шесть лет молодой человек проработал агрономом в деревне Груздово Поставского района Витебской области.

В 1972 году Игорь поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1975 году по первому разряду. Затем еще 4 года продолжалось обучение в Московской духовной академии. На 3 курсе академии Игорь принимает монашество с именем Стефан, в честь первомученика архидиакона Стефана. Постриг совершил 9 января 1978 года митрополит Минский Антоний (Мельников) в Свято-Успенском Жировичском монастыре. В этом же году состоялись хиротонии: 18 февраля во иеродиакона, а 6 ноября – в иеромонаха. Хиротонии совершил ректор МДА, архиепископ Дмитровский Владимир (Сабодан). В 1979 году иеромонах Стефан закончил духовную академию со степенью кандидата богословия за работу «Сравнительный анализ разночтений Триоди Постной издания Патриархов Иосифа, Никона и Сергия (Недели подготовительные к Великому посту)».

Дальнейшее служение иеромонаха Стефана проходило на территории родной Беларуси. Митрополитом Минским и Белорусским Филаретом (Вахромеевым) он был назначен благочинным Свято-Успенского Жировичского мужского монастыря. В 1981 году за усердные труды был возведен в сан архимандрита. В 1987 году архимандрит Стефан становится наместником Жировичского монастыря. 6 июля 1989 года с возрождением Минской духовной семинарии он несет еще и послушание ректора, взяв на себя все организационные тяготы обустройства быта и учебы первых студентов.

16 февраля 1990 года синод Белорусского Экзархата избрал архимандрита Стефана епископом Пинским и Лунинецким. 19 февраля этого же года избрание было утверждено Синодом РПЦ и Святейшим Патриархом Пименом (Извековым). 3 марта в Свято-Духовом соборе города Минска состоялся чин наречения архимандрита Стефана во епископа Пинского, который совершили митрополит Минский и Гродненский Филарет (Вахромеев), архиепископ Могилевский и Мстиславский Максим (Кроха), епископ Брестский и Кобринский Константин (Хомич) и епископ Полоцкий и Витебский Димитрий (Дроздов). 4 марта 1990 года состоялась хиротония во епископа в Свято-Успенском соборе Жировичского монастыря.

Архиерейское служение владыки Стефана на древней кафедре было ознаменовано заботой о возрождении духовной жизни во всех ее аспектах: строились новые храмы, рукополагались образованные священники, организовывались воскресные школы для детей и взрослых, монастыри, сестричества и молодежные братства. Так, уже в 1991 году власти города Пинска передали епархии здание бывшей Полесской консистории, где в 1992 году был освящен домовый храм в честь первомученика архидиакона Стефана. В 1993 году возрожден древний Свято-Варваринский женский монастырь. В 1994 году, после передачи епархии здания кинотеатра «Дружба», построенном на месте разрушенного кафедрального собора в честь великомученика Феодора Тирона, началось преобразование его в храм в честь Воскресения Словущего.

За годы управления Пинской епархией количество храмов увеличилось вдвое (в 1991 году было 99 приходов и 124 храма, в которых служило 98 священников, сегодня 184 прихода и 216 храмов, в которых служит 188 священников). В самом Пинске был только один действующий храм, сейчас уже построено три храма и еще три строится.

Сам владыка Стефан всегда жил очень скромно. Первые два года в деревенском доме недалеко от Пинска, а все остальное время в самом здании епархиального управления. Долгое время свое архиерейское служение он совмещал с преподаванием в Минской духовной семинарии.
В 2000 году Святейшим Патриархом Алексием II епископ Стефан был возведен в сан архиепископа. А в 2001 году состоялся первый в истории визит патриарха Алексия в Пинскую епархию, во время которого было совершено освящение Свято-Феодоровского собора г.Пинска.
В 2014 году архиепископ Стефан был удостоен звания почетного гражданина Брестской области. Имел владыка Стефан и многие церковные награды: ордена преподобного Сергия Радонежского II-III степени, благоверного князя Даниила Московского II степени, преподобного Серафима Саровского II степени, святителя Иннокентия Московского II степени и преподобной Евфросинии Полоцкой.

Преставился архиепископ Стефан (Корзун) 22 апреля 2022 года в Великую Пятницу. Чин отпевания был совершен 26 апреля в соборе Воскресения словущего города Пинска, а похоронен владыка на малом монастырском кладбище Свято-Успенского Жировичского монастыря.
Биография