История епархии

Начало христианства и Туровско-Пинская епархия до унии
Древнейшей церковью Пинска была Феодоровская, построенная в честь небесного покровителя города мученика Феодора Тирона. Археологические находки свидетельствуют, что в XII веке христианство было достаточно распространённым в этом краю. Самым древним из известных монастырей был Богородице-Рождественский в урочище Леща возле Пинска, впервые упоминаемый в документах под 1263 годом.

В 1241 году в результате опустошительного набега татар Туров был полностью сожжён и епископскую кафедру перенесли из Турова в Пинск. Епископ этой епархии с того времени стал называться Туровским и Пинским. Местонахождением его стал Лещинский монастырь. По некоторым сведением кафедра пресеклась на некоторое время, после чего была восстановлена в 1328 [1] или 1345 году. В XIV веке епархия находилась в юрисдикции Галицкой митрополии, а после её упразднения — в Киевской (Литовско-Новаградской).

В XV–XVI веках Пинск оставался центром православной Турово-Пинской епархии. Тут велись хроники, переписывались богослужебные и душеполезные книги. Известно также, что во время собора епископов в Новогрудке в 1415 году по случаю избрания Литовско-Новаградского митрополита епископ Евфимий (Окушко) использовал титул «епископ Пинский и Туровский». Крестовой церковью Пинских архиереев была Успенская в Лещинском монастыре. Кафедральным собором был Димитиревский, каменный с четырьмя пределами, который размещался на территории замка, но был уничтожен во время пожаров 1648 и 1654 годов.
В XVI–XVII веках в епархии известны монастыри Купятицкий Свято-Введенский, Пинские Богоявленский и Лещинский, Дятловицкий, Дубайский, Новодворский, Мозырский Ясногорский, Морецкий, Туровский Борисоглебский мужские и Пинский Варваринский, Мозырский Параскево-Пятницкий, Туровский Варваринский женские.
В борьбе с униатством
В результате подписания Брестской унии в 1596 году православная Литовско-Новаградская митрополия своё существование прекратила. Епископ Пинский Леонтий (Зиновьевич-Пельчицкий) также подписал акт Брестской унии. Но Пинско-Туровская униатская епархия до конца XVII века была самой малочисленной по количеству верующих, в 1664 году насчитывалось только 10 приходских церквей - православные активно выступили в защиту отеческой веры. В 1620–1632 годах после возобновления Киевской православной митрополии удалось на некоторое время возобновить Пинскую православную епархию, которая существовала параллельно с униатской. Известно, что патриарх Иерусалимский Феофан участвовал в хиротонии епископа Пинского Авраамия.

В 1614 году на средства шляхтянки Янины Галабурдиной и Пинского православного братства в городе была возведена Богоявленская церковь, куда переселялись монахи из переданного униатам Лещинского монастыря. В 1633 году братство добилось у короля Владислава IV разрешения на строительство при храме монастыря, школы при нём и больницы. Богоявленский монастырь оставался православным и в XVII веке, являясь в это время одним из немногих центров Православия в Беларуссии. Игумены монастыря духовно опекали православные приходы, находящиеся на территории Пинской униатской епархии.

Однако наступление униатов продолжалось, церкви опечатывались, или переводились в унию, а православные священники разгонялись. Вынужденно покинул Пинск и епископ Авраамий. В 1635 году король Владислав IV грамотой запретил Пинскому магистрату принимать в Пинск православных монахинь, которые хотели основать тут новый монастырь. Архимандрит Лещинского монастыря Елисей (Пелецкий) и протопоп Димитриевской церкви Феодор вместе с многими священниками за сопоротивление унии были лишены сана. В 1668 году униатским стал Лещинский Богородице-Рождественский монастырь, в 1743 году униатами были захвачены Купятицкий Свято-Введенский и Новодворский Успенский монастыри.
Возрождение Православия
После вхождения Пинской земли в Российскую империю, в 1794–1795 годах многие униатские приходы добровольно вернулись в Православие и подчинились новосозданной Минской православной епархии. В 1839 году при епископе Пинском Михаиле (Голубовиче), закончилось дело присоединения бывших униатов этого края к Православной Церкви, после чего 4 февраля 1840 года Пинская викарная кафедра была упразднена.

Пинский уезд был самым большим по количеству приходов в Минской епархии — на пять благочиннических округов было 82 прихода. В самом Пинске действовал мужской второклассный Богоявленский монастырь и Феодоровский собор с четырьмя приписными церквями.

В январе 1904 года при церкви Пинского духовного училища было основано православное братство во имя Казанской иконы Божией Матери. В это время было открыто духовное училище в Паричах.
После революции 1917
В апреле 1918 года, в ходе распада Российской империи накануне восстановления независимости Польши, патриарх Московский святитель Тихон учредил новую Полесскую епархию с центром в Пинске.

В первые годы польского владычества здесь произошло массовое отобрание и разрушение православных храмов и ситуация изменилась, после чего в конце 1920 года патриарх Тихон поставил Пантелеимона (Рожновского) епископом на новую кафедру в этом краю с титулом "Пинский и Новогрудский". Однако в 1922 году, из-за непринятия неканонической автокефалии Православной Церкви в Польше, он был лишён кафедры и жил на покое в Жировицком монастыре. Польским ставленником стал Александр (Иноземцев), с титулом "Полесского и Пинского". В состав Полесской епархии вошли приходы прежней Минской епархии, оказавшиеся за советско-польской границей [2]. В 1939 году, с отходом Западной Белоруссии к СССР, владыка Александр возвратиля в юрисдикцию Московского Патриархата и был замещён вышедшим из монастыря владыкой Пантелеимоном. В 1940 году самостоятельная Пинская епархия была упразднена, но с 1941 года вновь появилась как Волынское викариатство.

С началом Второй мировой войны Западное Полесье с Пинском, Мозырем и Брестом было присоединено к рехскомиссариату "Украина" и разделило церковную судьбу этой земли: каноническое Пинское викариатство вошло в состав автономной Украинской Православной Церкви, а бывший Полесско-Пинский архиепископ Александр польского поставления заявил о своих правах на Пинскую кафедру и вошёл в раскольническую "автокефальную Украинскую Церковь". Епископы продолжали на Пинскую кафедру назначаться до 1952 года.

После почти трёх десятилетий перерыва в августе 1980 года решением патриарха Пимена Пинская кафедра была возрождена как викариатство. 6 июля 1989 года стала самостоятельной в пределах Брестской области. 31 января 1990 года из её состава была выделена Брестская епархия и с того времени Пинская епархия включает в себя восемь восточных районов Брестской области.

С июня 2022 года управляющим Пинской епархией, ее правящим архиереем является епископ Пинский и Лунинецкий Георгий.