Начало христианства и Туровско-Пинская епархия до унии
Древнейшей церковью Пинска была Феодоровская, построенная в честь небесного покровителя города мученика Феодора Тирона. Археологические находки свидетельствуют, что в XII веке христианство было достаточно распространённым в этом краю. Самым древним из известных монастырей был Богородице-Рождественский в урочище Леща возле Пинска, впервые упоминаемый в документах под 1263 годом.
В 1241 году в результате опустошительного набега татар Туров был полностью сожжён и епископскую кафедру перенесли из Турова в Пинск. Епископ этой епархии с того времени стал называться Туровским и Пинским. Местонахождением его стал Лещинский монастырь. По некоторым сведением кафедра пресеклась на некоторое время, после чего была восстановлена в 1328 [1] или 1345 году. В XIV веке епархия находилась в юрисдикции Галицкой митрополии, а после её упразднения — в Киевской (Литовско-Новаградской).
В XV–XVI веках Пинск оставался центром православной Турово-Пинской епархии. Тут велись хроники, переписывались богослужебные и душеполезные книги. Известно также, что во время собора епископов в Новогрудке в 1415 году по случаю избрания Литовско-Новаградского митрополита епископ Евфимий (Окушко) использовал титул «епископ Пинский и Туровский». Крестовой церковью Пинских архиереев была Успенская в Лещинском монастыре. Кафедральным собором был Димитиревский, каменный с четырьмя пределами, который размещался на территории замка, но был уничтожен во время пожаров 1648 и 1654 годов.
В XVI–XVII веках в епархии известны монастыри Купятицкий Свято-Введенский, Пинские Богоявленский и Лещинский, Дятловицкий, Дубайский, Новодворский, Мозырский Ясногорский, Морецкий, Туровский Борисоглебский мужские и Пинский Варваринский, Мозырский Параскево-Пятницкий, Туровский Варваринский женские.