2 января Русская Православная Церковь празднует день памяти многим известного и почитаемого святого праведного Иоанна Кронштадтского. Для Пинской епархии это еще очень значимый день – день памяти иконы Божией Матери Новодворская, список которой находится в Свято-Успенском храме села Новый Двор Пинского района. Первообраз Новодворской иконы Божией Матери был написан митрополитом Киевским и Московским Петром в 1320 году.
Сегодня особенно хотелось бы отметить память священномученика Николая Чернышева и его дочери Варвары. Жители города Пинска, думаю, знают, что с древнейших времен (1520 год первое летописное упоминание) в нашем городе существовал Свято-Варваринский женский монастырь. В 90-е годы он возродился и существует сейчас. А про Свято-Варваринский храм знает каждый горожанин. Хочется верить, что многие знают и житие святой великомученицы Варвары. Она пострадала в 306 году, будучи совсем юной девушкой. Трагизм ее жития заключается в том, что мученическую смерть святая Варвара приняла от рук своего родного отца Диоскора. Отец не смог принять христианскую веру своей единственной дочери, отдал ее на мучения правителю города, а затем сам отрубил ей голову.
Память священника Николая и его дочери Варвары, пострадавших от рук гонителей христианской веры в XXстолетии, через 1600 лет после мученической кончины святой великомученицы Варвары, показывает нам образец настоящей жертвенной любви отца и дочери.
Николай Андреевич Чернышев родился в 1853 году в семье священника Благовещенского собора Воткинского завода (сейчас это город Воткинск в Удмуртии в России). В 1875 году он закончил Вятскую Духовную семинарию. Став священником, он не только был высоко духовным совершителем богослужений, одареннным проповедником, но и активным тружеником в деле образования детей в различных школах. За свою педагогико-просветительскую деятельность в течение 25 лет он был награжден орденом святой Анны 3 степени. А о высоком духовном авторитете священника свидетельствовал тот факт, что после каждой службы из храма до дома его сопровождала толпа людей, прося ответа на свои духовные вопросы и благосовения на различные предприятия. О. Николай по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского учредил и стал председателем Воткинского братства трезвости, чем помог и спас многих от страшного рабства пьянству.
В семье о. Николая было четверо детей. Супруга батюшки рано умерла. В предреволюционные годы вместе с ним жила самая младшая дочь Варвара (1888 г.р.), работавшая учителем в поселке. В 1917 году власть в Воткинске перешла к большевикам, причем возглавил ее бывший уголовник Филипп Баклушин, сосланный при царской власти за убийство на Сахалин. Жестокий и мстительный, он безжалостно расправлялся со всеми неугодными, пользуясь властью. Террор, несправедливые суды, расстрелы, грабеж под прикрытием борьбы с врагами совесткой власти вскоре вызвали возмущение и восстание жителей против такой власти, которое вошло в историю, как Ижевско-Воткинское восстание. Для подавления восставших были собраны немалые силы со стороны большевиков. Более ста дней заводчане и крестьяне окрестных селений противостояли армии, но силы были не равны. 12 ноября 1918 года остатки народной армии перешли реку Каму, а кто не успел, остались на растерзание большевикам. С ноября 1918 по апрель 1919 года было расстреляно от 5 до 7 тысяч жителей. О страшных событиях тех лет свидетельствали и сами предствители советской власти. Так, председатель воткинского ЧК Линдеман на вопрос председателя реввоенсовета Зорина, не скучает ли он в Воткинске, телеграфировал: «Работы порядочно, но признаться, что-то охладел. Ужасно изнервничался отчасти и озверел, последнее даже сам замечаю». А вот свидетельство крестьянина По[вы]шева: «Много перерезали наших семей. Много отобрали у них лошадей и коров, хлеба и одежды, так как всё это было оставлено на произвол судьбы. Да будут прокляты эти варвары, хулители веры и разрушители всех законов Божеских и человеческих!»
В декабре 1918 года был арестован и о. Николай, который духовно окормлял своих прихожан во время всех этих страшных событий. Более того, он безбоязненно участвовал во всех антирелигиозных диспутах, которые стала проводить новая власть. При аресте священника его дочь Варвара так сильно обняла своего отца, что ни солдаты, ни сам священник не смог ее оторвать от себя. Так вместе они и оказались в тюрьме. О. Николай просил прихожан передать ему в заключение епитрахиль, чтобы он смог и там принимать исповедь у заключенных его прихожан.
2 января 1919 года о. Николаю был вынесен смертный приговор. Перед расстрелом красноармейцы приказали священнику снять с себя крест, на что он ответил: «Вот умру, тогда и снимите». Дочь Варвара также крепко обнимала своего отца. Они были расстреляны на берегу Воткинского пруда. Сохранились слова одного из палачей. Красноармеец, попросившийся погреться в один из соседних домов, рассказывал: «Расстреливали длинногривого, но никак не могли, сделали несколько выстрелов, а он до последнего что-то шептал, перебирая губами». Конечно, батюшка молился.
В апреле 1919 года отряды армии Колчака освободили Воткинск. В Благовещенском храме прошло торжественное отпевание священника и его дочери, которых и похоронили в одной могиле возле храма. Через сто лет после мученической кончины священномученик Николай и святая мученица Варвара были причислены к лику святых. А вот свидетельство судебно-медицинской экспертизы, проведенной в 2019 году: «Январь 2019, Удмуртия, Ижевск.
Завершена экспертиза останков, найденных в результате раскопок надгробия, почитаемого народом на Нагорном кладбище Воткинска. Исследование проходило в Бюро судебно-медицинской экспертизы УР.
По итогам работы Комиссия признала, что:
• могила находится близ алтаря храма и в непосредственном соседстве с захоронениями родственников протоиерея Николая и относится к началу XX века;
• в одном гробу с небольшой перегородкой погребены мужчина в священническом облачении (60-70 лет) и женщина (27-32 года);
• вместо наперсного креста священника обнаружено медное киотное распятие
Данные экспертизы подтверждают архивные сведения и соответствуют свидетельствам очевидцев казни. Комиссия заключила, что останки (мощи) действительно принадлежат мученикам Николаю и Варваре Чернышевым».
Священномучениче Николае с дочерью своей мученицей Варварой, молите Бога о нас!
Протоиерей Сергий Рябой
Сегодня особенно хотелось бы отметить память священномученика Николая Чернышева и его дочери Варвары. Жители города Пинска, думаю, знают, что с древнейших времен (1520 год первое летописное упоминание) в нашем городе существовал Свято-Варваринский женский монастырь. В 90-е годы он возродился и существует сейчас. А про Свято-Варваринский храм знает каждый горожанин. Хочется верить, что многие знают и житие святой великомученицы Варвары. Она пострадала в 306 году, будучи совсем юной девушкой. Трагизм ее жития заключается в том, что мученическую смерть святая Варвара приняла от рук своего родного отца Диоскора. Отец не смог принять христианскую веру своей единственной дочери, отдал ее на мучения правителю города, а затем сам отрубил ей голову.
Память священника Николая и его дочери Варвары, пострадавших от рук гонителей христианской веры в XXстолетии, через 1600 лет после мученической кончины святой великомученицы Варвары, показывает нам образец настоящей жертвенной любви отца и дочери.
Николай Андреевич Чернышев родился в 1853 году в семье священника Благовещенского собора Воткинского завода (сейчас это город Воткинск в Удмуртии в России). В 1875 году он закончил Вятскую Духовную семинарию. Став священником, он не только был высоко духовным совершителем богослужений, одареннным проповедником, но и активным тружеником в деле образования детей в различных школах. За свою педагогико-просветительскую деятельность в течение 25 лет он был награжден орденом святой Анны 3 степени. А о высоком духовном авторитете священника свидетельствовал тот факт, что после каждой службы из храма до дома его сопровождала толпа людей, прося ответа на свои духовные вопросы и благосовения на различные предприятия. О. Николай по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского учредил и стал председателем Воткинского братства трезвости, чем помог и спас многих от страшного рабства пьянству.
В семье о. Николая было четверо детей. Супруга батюшки рано умерла. В предреволюционные годы вместе с ним жила самая младшая дочь Варвара (1888 г.р.), работавшая учителем в поселке. В 1917 году власть в Воткинске перешла к большевикам, причем возглавил ее бывший уголовник Филипп Баклушин, сосланный при царской власти за убийство на Сахалин. Жестокий и мстительный, он безжалостно расправлялся со всеми неугодными, пользуясь властью. Террор, несправедливые суды, расстрелы, грабеж под прикрытием борьбы с врагами совесткой власти вскоре вызвали возмущение и восстание жителей против такой власти, которое вошло в историю, как Ижевско-Воткинское восстание. Для подавления восставших были собраны немалые силы со стороны большевиков. Более ста дней заводчане и крестьяне окрестных селений противостояли армии, но силы были не равны. 12 ноября 1918 года остатки народной армии перешли реку Каму, а кто не успел, остались на растерзание большевикам. С ноября 1918 по апрель 1919 года было расстреляно от 5 до 7 тысяч жителей. О страшных событиях тех лет свидетельствали и сами предствители советской власти. Так, председатель воткинского ЧК Линдеман на вопрос председателя реввоенсовета Зорина, не скучает ли он в Воткинске, телеграфировал: «Работы порядочно, но признаться, что-то охладел. Ужасно изнервничался отчасти и озверел, последнее даже сам замечаю». А вот свидетельство крестьянина По[вы]шева: «Много перерезали наших семей. Много отобрали у них лошадей и коров, хлеба и одежды, так как всё это было оставлено на произвол судьбы. Да будут прокляты эти варвары, хулители веры и разрушители всех законов Божеских и человеческих!»
В декабре 1918 года был арестован и о. Николай, который духовно окормлял своих прихожан во время всех этих страшных событий. Более того, он безбоязненно участвовал во всех антирелигиозных диспутах, которые стала проводить новая власть. При аресте священника его дочь Варвара так сильно обняла своего отца, что ни солдаты, ни сам священник не смог ее оторвать от себя. Так вместе они и оказались в тюрьме. О. Николай просил прихожан передать ему в заключение епитрахиль, чтобы он смог и там принимать исповедь у заключенных его прихожан.
2 января 1919 года о. Николаю был вынесен смертный приговор. Перед расстрелом красноармейцы приказали священнику снять с себя крест, на что он ответил: «Вот умру, тогда и снимите». Дочь Варвара также крепко обнимала своего отца. Они были расстреляны на берегу Воткинского пруда. Сохранились слова одного из палачей. Красноармеец, попросившийся погреться в один из соседних домов, рассказывал: «Расстреливали длинногривого, но никак не могли, сделали несколько выстрелов, а он до последнего что-то шептал, перебирая губами». Конечно, батюшка молился.
В апреле 1919 года отряды армии Колчака освободили Воткинск. В Благовещенском храме прошло торжественное отпевание священника и его дочери, которых и похоронили в одной могиле возле храма. Через сто лет после мученической кончины священномученик Николай и святая мученица Варвара были причислены к лику святых. А вот свидетельство судебно-медицинской экспертизы, проведенной в 2019 году: «Январь 2019, Удмуртия, Ижевск.
Завершена экспертиза останков, найденных в результате раскопок надгробия, почитаемого народом на Нагорном кладбище Воткинска. Исследование проходило в Бюро судебно-медицинской экспертизы УР.
По итогам работы Комиссия признала, что:
• могила находится близ алтаря храма и в непосредственном соседстве с захоронениями родственников протоиерея Николая и относится к началу XX века;
• в одном гробу с небольшой перегородкой погребены мужчина в священническом облачении (60-70 лет) и женщина (27-32 года);
• вместо наперсного креста священника обнаружено медное киотное распятие
Данные экспертизы подтверждают архивные сведения и соответствуют свидетельствам очевидцев казни. Комиссия заключила, что останки (мощи) действительно принадлежат мученикам Николаю и Варваре Чернышевым».
Священномучениче Николае с дочерью своей мученицей Варварой, молите Бога о нас!
Протоиерей Сергий Рябой