Новомученики РПЦ

Священномученик Александр Дагаев, протоиерей

В церковном календаре есть память целого сонма мучеников, читая жития которых, даже у церковных людей возникают некоторые вопросы, не говоря уже о противниках веры. Как пример – память 20000 тысяч никимидийских мучеников, сожженных в храме в праздник Рождества Христова в 302 году. Самые острые вопросы, возникающие в связи с памятью этих мучеников:

1. Есть ли исторические подтверждения этого события?

2. Как это могло произойти в праздник Рождества Христова, если сам праздник стал вводиться в церковное богослужение только после 336 года?

3. Возможно ли было существование такого огромного храма до легализации христианства, в период языческой Римской империи, постоянно устраивавшей гонения на христиан?

1. События, описанные в страданиях 20000 мучеников, сожженных в Никомидии, приходятся на время одного из самых жестоких гонений на христиан во времена правления Диоклетиана и Максимиана Геркулия. Начиная с 303 года Диоклетиан издал четыре эдикта против христиан. Начиналось всё с конфискации церковного имущества и в первую очередь книг. За время этого гонения было уничтожено очень много христианских книг. Потом стали реквизировать богослужебные сосуды и конфисковывать церковные здания. А дальше начались репрессии в первую очередь против духовенства, а затем и вообще всех христиан. Сведения из Мученичества Индиса и Домны о массовом гонении на христиан в Никомидии при императорах Максимиане и Диоклетиане основаны на «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (339/40) и сочинении Лактанция (ок. 320) «О смертях преследователей». Евсевий пишет, что после мученической кончины епископа Анфима великое множество христиан удостоились той же участи. Возможно, причиной убийств последователей новой веры стал пожар, вспыхнувший в то время в императорском дворце. Сообщение о 20 000 сожженных в церкви христиан, возможно, восходит к упоминаниям Лактанция о том, что Максимиан хотел сжигать заживо тех, кто противился жертвоприношениям; великое множество людей предавали огню не поодиночке, а большими группами, как бы «сбитыми в стадо». Евсевий рассказывает о сожжении некоего городка во Фригии, все жители которого были христианами; согласно Лактанцию, один воин сжег во Фригии множество христиан, находившихся в церкви.

2. Сам текст мученичества 20000 христиан в Никомидии дошел до нашего времени в довольно поздних списках (самый ранний VI век). В X веке этот источник был редактирован святителем Симеоном Метафрастом и стал основой для большинства житийных сказаний. Жития святых составлялись в первую очередь как источник духовного воспитания христиан. Лишь в XIX-XX веках стали проводить критическое исследование многих христианских источников. Вот тогда и была выявлена учёными неточность с празднованием в 303 году Рождества Христова. Ранняя церковь знала праздник Богоявления, в который включалось и воспоминание Боговоплощения. В древних церковных календарях к современной дате празднования Рождества Христова встречаются дни памяти отдельных мучеников и даже групп мучеников, описанных в современном житии. Так как формирование богослужений и Типикона шло постепенно, то лишь в X веке фиксируется упоминание дня памяти этих мучеников 10 января по новому стилю.

3. Конечно, таких огромных храмов в древнее время не было. Возможно, автор Мученичества объединил сведения о массовых сожжениях христиан под общим числом - 20 000, которое к тому времени уже утвердилось в никомидийской агиографической традиции. В Мученичестве епископа Анфима говорится, что по приказу Диоклетиана и Максимиана «в те дни было убито около 20 000 мужей».

Среди пострадавших во время великого гонения Диоклетиана есть и всем известные особо почитаемые святые – великомученики Георгий Победоносец и Пантелеимон Целитель, мученики Адриан и Наталия.

В современном церковном календаре Русской Православной Церкви мы можем встретить похожую тенденцию, связанную с прославлением новомучеников. Тем более что большевики, видимо, хорошо знали историю гонений на Церковь.

В гонениях XX века прослеживаются те же принципы: консфискация имущества, уничтожение книг и икон, попытка полностью физически уничтожить епископат и священников. Только их уже не сжигали, а массово расстреливали или добивали непосильным трудом в лагерях. Так вот, современные мученики тоже имеют (если удалось установить архивно или по свидетельствам очевидцев) свой личный день памяти, а иногда включаются в соборы святых. Как пример, собор новомучеников в Бутове пострадавших, или собор новомучеников и исповедников Казахстанских. Известно (хотя архивная работа продолжается), что в Бутове было расстреляно более тысячи человек за исповедание веры (всего расстреляно более 20000 человек), из них уже прославлены в лике святых 255 человек. Такая же работа ведется и по самому известному исправительно-трудовому лагерю в Караганде - Карлаг, через который прошли многие прославленные в лике новомучеников.

Сегодня, в день памяти древних никимидийских мучеников, святая Церковь празднует переселение в вечность священномученика Александра Дагаева. Александр родился в семье протоиерея Владимира Дагаева в городе Бийске. Решив продолжить священническую династию, он закончил Томскую духовную семинарию со званием «студент», что говорит о высоком уровне образования, которое он получил. В 1884 году после вступления в брак со Степанидой Дробининой Александр был рукоположен в сан священника. Семь лет молодой священник прослужил в селе Глубокое современного Алтайского края, где смог организовать прекрасный церковный хор. С 1891 года отец Александр служил в Усть-Каменогорске. Здесь он был настоятелем Покровского собора, благочинным Усть-Каменогорского, Змеиногорского и Зайсанского уездов Семипалатинской области, а также законоучителем Усть-Каменогорской женской гимназии. О. Александр был человеком горячей веры, ревнителем Православия. Он неукоснительно соблюдал церковный Устав, как благочинный был в меру строг. В свободное время батюшка занимался изучением истории Церкви и государства Российского, любил играть на музыкальных инструментах.

После октябрьского переворота 1917 года о. Александр не переставал в своих проповедях защищать православную веру, обличать террор большевиков, призывал народ твёрдо стоять за Истину, быть со Христом. Его проповеди привлекали и укрепляли в вере не только жителей Усть-Каменогорска, но и прилегающих к нему районов. В 1918 году, после расстрела большевиками священника Сергия Феноменова, о. Александр был назначен настоятелем Троицкой крепостной церкви Усть-Каменогорска. В годы гражданской войны Усть-Каменогорск находился под властью армии адмирала Колчака. В это время был схвачен и содержался в казематах под храмом Святой Троицы революционер Яков Ушанов, боровшийся за установление советской власти в Усть-Каменогорске. О. Александр навещал его в заточении и пытался своими беседами привести его к покаянию. Яков остался верен своим революционным идеям. При отступлении армии Колчака Ушанов был убит. Возможно, факт гибели их соратника послужил поводом для расправы над священником при возвращении советской власти. Мы этого уже не узнаем, т.к. большевики действовали без суда и следствия.

11 января 1920 г. к отцу Александру в дом пришли вооруженные люди. Это было обеденное время, батюшка сидел за трапезой в окружении своей семьи. Пришедшие потребовали от него пройти с ними. Отец Александр подчинился приказу. Больше его в живых не видели.

Протоиерей Александр Дагаев принял мученическую кончину в Сакенькеном логу. Священника, а с ним еще 50 человек: генерал-майора Петра Никандровича Веденина с офицерами, городского голову Сидорова, хозяина типографии Горлова (которому мы обязаны сохранившимся до сих пор открытками с видами Усть-Каменогорска 100-летний давности) и других, порубили шашками, а затем по зимнему Усть-Каменогорску, по чистому снежку протащили окровавленное тело протоиерея, привязав его к лошади.

Через два месяца матушку Стефаниду Алексеевну Дагаеву вызвали в местное ЧК на опознание. Ей показали найденное в проруби Иртыша разрубленное пополам тело ее супруга. От тела были отсечены голова и правая рука.

Пальцы усеченной десницы отца Александра были сложены для иерейского благословения. Священник благословлял своих убийц перед смертью.

Через сто лет после мученической кончины протоиерея Александра Дагаева нашелся его священнический крест. В далёкой Москве, в антикварном магазине, посетитель, увидев наперсный крест, изучил дарственную надпись, которая гласила: "О. протоиерею А. В. Дагаеву в благодарную память от Заречных жителей Усть-Каменогорска за построение Трехсвятительского храма. 1907 года 20 мая". Сергей Владимирович Кручинин, нашедший крест у антикваров, ознакомился с историей жизни и мученического подвига протоиерея Александра Дагаева, выкупил и решил вернуть крест в Усть-Каменогорск.

Священномучениче Александре, моли Бога о нас!


Протоиерей Сергий Рябой, председатель Комиссии по канонизации Пинской и Лунинецкой епархии.