11 января, когда в православных храмах совершается день памяти 14000 Вифлеемских младенцев-мучеников, убитых по приказу Ирода, большинство проповедей посвящено раскрытию этой темы. Светлые дни Рождества Христова переплетаются с безумной попыткой удержать власть любой ценой. Ни в чем неповинные младенцы принимают смерть за Христа, пришедшего в этот мир вернуть нам возможность вечного блаженства с Богом. Они не знали, за что страдают, но их уже убили за Него, вместо Него. В этот день очень многие священники затрагивают тему острую и страшную для наших дней – тему абортов. Ведь миллионы таких же невинных детей убиваются сегодня не какими-то иродами, сталиными или гитлерами, а нами, обычными людьми, которые считают, что имеют право убивать тех, кого они по каким-то причинам не желают рожать. Оправданий таким убийствам звучит много, только вот что они перед судом Божиим? Да и голос своей совести заглушить не удается никому. Промыслом Божиим для пробуждения нашей совести в этот день празднуется память 11 мучениц, расстрелянных в Карлаге в 1942 году.
Сведения о жизни и мученической кончине этих 11 женщин до сих пор собираются и дополняются. Даже из тех немногих скупых данных перед нами предстают несокрушимые в вере христианки.
1. Наталия Сундукова (1887-1942). Её следствие считало организатором контрреволюционной деятельности. Наталья была дочерью священника Иоанна Сундукова, служившего в Самарской губернии. В 30-годы семью священника раскулачили и выслали в Сталинабад (Душанбе), в Таджикистан. Уже в 1939 году последовал новый арест за антисоветскую пропаганду: она якобы занималась агитацией против выборов в советы, советских праздников, против вождей партии и правительства. При этом Наталью признали организатором и руководителем контрреволюционной ячейки церковно-монархической организации «Истинная Православная Церковь». 6 января 1940 года Наталья Ивановна была приговорена к 5 годам лишения свободы, а 9 марта 1941 года она была этапирована в Карлаг. Сотрудники НКВД лагеря записали в её характеристике: «Ни одного дня не работала, категорически заявляя, что она в Карлаг не вербовалась, на антихристов работать не будет».
2. Наталия Силуянова (1905-1942) тоже была дочерью священника, но родилась и проживала в Воронежской губернии. Наталья Тихоновна была замужем. Как вспоминали родственники, в 1938 году у тридцатитрёхлетней женщины было четверо детей от двух до одиннадцати лет, пятым ребёнком она была беременна. При аресте она старалась успокоить испуганных ребят, но сама потеряла сознание, однако это не остановило конвоиров. Семья, оставшаяся в селе, подвергалась притеснениям со стороны активистов-коммунистов. Через полтора года Наталье Тихоновне удалось передать записку матери, которая воспитывала её детей, с просьбой забрать сыночка Васю, родившегося уже в тюрьме, поскольку отдать малыша в детский дом она отказалась. Ребёнок прожил только восемь лет, а вслед за ним умерла бабушка. Остальные дети Наталии Тихоновны выросли, её внуки и внучки – верующие люди, а одна из дочерей приняла монашеский постриг с именем Антония. За что же была арестована беременная многодетная мать? Из материалов дела:"Ночами приходила в дом Зазвоных Елены Михайловны и вместе с другими молились. Собирала по домам продукты для Серганова И. И, вынужденного жить подаянием, и относила к нему". Храм в родной деревне Натальи Силуяновой был закрыт, и она хлопотала об открытии храма. Сама женщина отказалась вступить в колхоз, её семья была раскулачена. Смелая женщина смогла сплотить вокруг себя многих верующих людей для защиты бывшего ктитора Иосифа Ивановича Серганова, арестованного чекистами. Она прекрасно понимала, что ей грозит, но не могла не действовать против явных беззаконий. Приговор Воронежского суда – 5 лет исправительно-трудового лагеря и 3 года поражения в правах.
Лагерная характеристика: «Ни одного дня не работала по религиозным убеждениям».
3. Евдокия Назина (1902-1942) родилась в крестьянской семье в Рязанской области. 27 мая 1940 года Евдокия была задержана по доносу вместе с другими женщинами, когда шли на богомолье в Рязань. За то, что женщины пели духовные песни в доме, где остановились на ночлег, их объединили в «антисоветскую группу церковников» и вынесли следующее обвинение: «Антисоветская группа церковников организованно противодействовала выборам в Верховный Совет, в местные Советы, переписи населения, клеветала на Советскую власть, устраивала нелегальные сборища, распространяла а/с пропаганду, вербовала в свою организацию церковников и детей школьного возраста, которых обрабатывала в а/с духе, проводила а/с агитацию среди населения". Приговор Рязанского облсуда: расстрел. Евдокия виновной себя не признала. 11 января 1941 Верховный суд СССР заменил расстрел на 10 лет ИТЛ в Карлаге. 11 июля 1941 года была арестована уже в самом лагере по обвинению в «контрреволюционной агитации и саботаже», но виновной себя вновь не признала и протокол подписать отказалась.
4. Анна Боровская (1907-1942) тоже происходила из крестьянской семьи. Родилась в Воронежской губернии, сейчас административно это Липецкая область. Также была арестована за «антисоветскую агитацию» по групповому делу «Назина Д.И. и других Рязанской области». Первоначальный приговор – 8 лет лишения свободы в 1941 году, Верховным судом СССР заменен на 10 лет Карлага. За «контрреволюционную агитацию в лагере» и отказ работать арестована вместе с другими женщинами в июле того же года. Не признала себя виновной в обвинениях и отказалась подписывать протокол.
5. Матрона Наволокина (1894-1942) родилась в Рязанской области. По всей видимости, она также была крестьянкой. Первый арест и осуждение на 3 месяца исправительно-трудовых работ претерпела в 1938 году, когда отказалась участвовать в переписи. До 1939 года Матрона работала в колхозе своей деревни Закупта. Точно пока сказать сложно, но семья у Матроны скорее всего была. На суде она говорила, возможно, чтобы отвести подозрения от своих близких людей, что от мужа она ушла, т.к. он ее прогнал, а детей бросила – «так Богу было угодно». Вместе с группой женщин она также шла на богомолье в Рязань и была арестована за пение духовных стихов, как самую страшную антисоветскую пропаганду. Рязанский облсуд приговорил её к 6 годам ИТЛ, а Верховный – сослал в Карлаг, где она снова была арестована с группой женщин за «контрреволюционную пропаганду и саботаж». Мужественная женщина своей вины не признала и отказалась подписывать протокол.
6. Варвара Деревягина (1912-1942) тоже родилась в Рязанской губернии. Данные о её социальной принадлежности расходятся. В большинстве источников сообщается, что она происходила из крестьянской семьи, а в базе данных Свято-Тихоновского университета Варвара значится дочерью священника Назина Дмитрия Ивановича. В любом случае она была очень искренне верующим человеком. В детстве девочка закончила церковно-приходскую школу. В 1926 году Варвара вышла замуж, родила ребенка, но вскоре вернулась в родительский дом из-за того, что супруг был атеистом. Когда в 1937 году в родном селе Бурминки был закрыт храм, Варвара вместе с отцом и другими верующими жителями стали собираться для общей молитвы по домам. Многие люди совершали богомолье в великие праздники в ближайшие храмы Скопина и Рязани, а также устраивали паломничества к почитаемым источникам. 7 июня 1940 года Варвара и её отец были арестованы и заключены в тюрьму города Ряжска. Дело быстро объединили в групповое дело «антисоветской группы церковников». На следствии Варвара отказалась отвечать на вопросы и не подписала протокола допросов. На суде женщина смело заявила: «Виновной себя ни в чем не признаю, в колхозе никогда не состояла... Я являюсь верующим человеком, буду в Бога верить и буду молиться». Суд приговорил Варвару Дмитриевну к 8 годам ИТЛ, а её отца к расстрелу, который затем заменили 10 годами концлагеря.
Наказание женщина отбывала в Карлаге, где вскоре её снова арестовали и обвинили, как и других женщин, в «контрреволюционной пропаганде и саботаже».
7. Анна Попова (1898-1942) родилась в селе Турове Ряжского уезда Рязанской губернии. Практически ничего неизвестно о её жизни. Она происходила из крестьянской семьи, в 1940 году была арестована за исповедание православной веры и решением суда направлена на 4 года в Карлаг НКВД. 11 июля 1941 года арестована уже в самом лагере по обвинению «в контрреволюционной агитации и саботаже». Своей вины не признала и подписи под протоколами допроса не поставила.
8. Евдокия Гусева (1912-1942) родилась в селе Бурминки Новодеревенского уезда Рязанской губернии. Происходила из семьи священника. Вместе с Евдокией Назиной и Матроной Наволокиной была задержана во время богомолья в Рязань. Некоторое время содержалась в Пронской тюрьме, где на допросе заявила: «Советская власть идет против Бога, а потому мы советской власти не верим и не любим ее». Затем исповедницу перевели в Новодеревенский райотдел ОГПУ. Последнее место заключения перед судом – Ряжская тюрьма. От дачи еще каких-либо показаний Евдокия отказалась. На суде смело заявила: «Виновной себя ни в чем не признаю, в Бога верую, молилась Богу». Суд отправил верующую женщину на 6 лет в Карлаг, где вскоре она снова была арестована вместе с группой женщин, отказавшихся выходить на каторжные работы. Виновной себя не признала.
9. Евфросиния Денисова (1906-1942) родилась в селе Донские Избищи Воронежской губернии в крестьянской семье Филяевых. Была замужем за Алексеем Степановичем Денисовым. Известно, что в семье были малолетние дети. Первый раз была арестована в 1936 году с обвинением в контрреволюционной деятельности и приговором: 3 года заключения. После освобождения в 1939 году вновь была осуждена с обвинением в «не даче показаний по переписи населения». На этот раз суд вынес женщине приговор: порицание из-за малолетних детей. Но в 1940 году Евфросиния снова была арестована и заключена в тюрьму города Данкова. К тому времени супруг Евфросинии еще был в ссылке. Из материалов дела 1940 года известно, что их семилетний сын Иван был на иждивении у бабушки. На допросах мужественная женщина отвечала, как древние мученики: «В партии Иисуса Христа состою от рождения, поэтому вышла из колхоза лет 5 или шесть назад. Я в колхозе видела безбожные дела: работали в праздники, поломали церкви. Из колхоза по договоренности с мужем вышла, и не одна. Перепись не проходила, потому что в советские книги писаться не хочу. Налоги после ареста мужа не платила. На выборы ни на какие не ходила, и не хотела голосовать, проголосовала за Иисуса Христа, за его партию, а не за антихриста». Указывая, что она не доверяет советской власти, как власти антихриста, Евфросиния отказалась подписывать какие бы то ни было документы. В приговоре Рязанского облсуда ей вспомнили все «грехи: активная церковница, участница антисоциалистической группировки церковников, проводила контрреволюционную агитацию, клевета на колхозы и колхозников, сына воспитывала в духе контрреволюционного религиозного фанатизма». Как следствие, самый гуманный суд вынес приговор: 10 лет ИТЛ. Она попала на «перевоспитание» в Карлаг, где вскоре снова была арестована, но и здесь вины не признала и ничего не подписала.
10. Агриппина Киселева (1903-1940) родилась в Пензенской губернии в семье крестьян. До своей отправки в Карлаг Агриппина дважды была арестована органами ГПУ в 1930 и 1937 году. Подробности арестов и осуждения неизвестны. В 1939 году после освобождения из заключения Агриппина недолго наслаждалась свободой. В ноябре 1940 года последовал новый арест и осуждение теперь уже на 10 лет Карлага. В лагере с близкими по духу женщинами она вновь попадает под арест за «контрреволюционный саботаж». Так же, как и другие христианки, она отказалась подписывать документы и своей вины не признала.
11. Наталия Васильева (1899-1942) – из крестьянской семьи Калининской области. В 1940 году Наталья была арестована «за отказ от паспорта» и осуждена на два года в Карлаг.
В 1941 году лагерное начальство арестовало её вместе с 10-ю другими женщинами по обвинению в «контрреволюционной агитации и саботаже». Своей вины женщина не признала и ничего не подписала.
11 января 1942 года одиннадцать мучениц были расстреляны. Совсем немного мы знаем об их жизни. Но даже из этих скудных сведений видна их безграничная вера и непоколебимое мужество. Кто-то может сказать: «Фанатики! Сидели бы себе тихонько в своих домах, молились, глядишь и не пострадали бы». Но перед их «фанатизмом» не устояла сама система запугивания, запретов, отрицания всего святого. Что она могла сделать с этими слабыми физически, почти необразованными интеллектуально, но бесстрашными духом женщинами? Только расстрелять. Тем самым приблизив их к встрече с Тем, Кого они любили больше своих мужей, детей, родителей и даже больше своей жизни.
Святые новомученицы, молите Бога о нас!
Протоирей Сергий Рябой, председатель Комиссии по канонизации Пинской и Лунинецкой епархии.
Сведения о жизни и мученической кончине этих 11 женщин до сих пор собираются и дополняются. Даже из тех немногих скупых данных перед нами предстают несокрушимые в вере христианки.
1. Наталия Сундукова (1887-1942). Её следствие считало организатором контрреволюционной деятельности. Наталья была дочерью священника Иоанна Сундукова, служившего в Самарской губернии. В 30-годы семью священника раскулачили и выслали в Сталинабад (Душанбе), в Таджикистан. Уже в 1939 году последовал новый арест за антисоветскую пропаганду: она якобы занималась агитацией против выборов в советы, советских праздников, против вождей партии и правительства. При этом Наталью признали организатором и руководителем контрреволюционной ячейки церковно-монархической организации «Истинная Православная Церковь». 6 января 1940 года Наталья Ивановна была приговорена к 5 годам лишения свободы, а 9 марта 1941 года она была этапирована в Карлаг. Сотрудники НКВД лагеря записали в её характеристике: «Ни одного дня не работала, категорически заявляя, что она в Карлаг не вербовалась, на антихристов работать не будет».
2. Наталия Силуянова (1905-1942) тоже была дочерью священника, но родилась и проживала в Воронежской губернии. Наталья Тихоновна была замужем. Как вспоминали родственники, в 1938 году у тридцатитрёхлетней женщины было четверо детей от двух до одиннадцати лет, пятым ребёнком она была беременна. При аресте она старалась успокоить испуганных ребят, но сама потеряла сознание, однако это не остановило конвоиров. Семья, оставшаяся в селе, подвергалась притеснениям со стороны активистов-коммунистов. Через полтора года Наталье Тихоновне удалось передать записку матери, которая воспитывала её детей, с просьбой забрать сыночка Васю, родившегося уже в тюрьме, поскольку отдать малыша в детский дом она отказалась. Ребёнок прожил только восемь лет, а вслед за ним умерла бабушка. Остальные дети Наталии Тихоновны выросли, её внуки и внучки – верующие люди, а одна из дочерей приняла монашеский постриг с именем Антония. За что же была арестована беременная многодетная мать? Из материалов дела:"Ночами приходила в дом Зазвоных Елены Михайловны и вместе с другими молились. Собирала по домам продукты для Серганова И. И, вынужденного жить подаянием, и относила к нему". Храм в родной деревне Натальи Силуяновой был закрыт, и она хлопотала об открытии храма. Сама женщина отказалась вступить в колхоз, её семья была раскулачена. Смелая женщина смогла сплотить вокруг себя многих верующих людей для защиты бывшего ктитора Иосифа Ивановича Серганова, арестованного чекистами. Она прекрасно понимала, что ей грозит, но не могла не действовать против явных беззаконий. Приговор Воронежского суда – 5 лет исправительно-трудового лагеря и 3 года поражения в правах.
Лагерная характеристика: «Ни одного дня не работала по религиозным убеждениям».
3. Евдокия Назина (1902-1942) родилась в крестьянской семье в Рязанской области. 27 мая 1940 года Евдокия была задержана по доносу вместе с другими женщинами, когда шли на богомолье в Рязань. За то, что женщины пели духовные песни в доме, где остановились на ночлег, их объединили в «антисоветскую группу церковников» и вынесли следующее обвинение: «Антисоветская группа церковников организованно противодействовала выборам в Верховный Совет, в местные Советы, переписи населения, клеветала на Советскую власть, устраивала нелегальные сборища, распространяла а/с пропаганду, вербовала в свою организацию церковников и детей школьного возраста, которых обрабатывала в а/с духе, проводила а/с агитацию среди населения". Приговор Рязанского облсуда: расстрел. Евдокия виновной себя не признала. 11 января 1941 Верховный суд СССР заменил расстрел на 10 лет ИТЛ в Карлаге. 11 июля 1941 года была арестована уже в самом лагере по обвинению в «контрреволюционной агитации и саботаже», но виновной себя вновь не признала и протокол подписать отказалась.
4. Анна Боровская (1907-1942) тоже происходила из крестьянской семьи. Родилась в Воронежской губернии, сейчас административно это Липецкая область. Также была арестована за «антисоветскую агитацию» по групповому делу «Назина Д.И. и других Рязанской области». Первоначальный приговор – 8 лет лишения свободы в 1941 году, Верховным судом СССР заменен на 10 лет Карлага. За «контрреволюционную агитацию в лагере» и отказ работать арестована вместе с другими женщинами в июле того же года. Не признала себя виновной в обвинениях и отказалась подписывать протокол.
5. Матрона Наволокина (1894-1942) родилась в Рязанской области. По всей видимости, она также была крестьянкой. Первый арест и осуждение на 3 месяца исправительно-трудовых работ претерпела в 1938 году, когда отказалась участвовать в переписи. До 1939 года Матрона работала в колхозе своей деревни Закупта. Точно пока сказать сложно, но семья у Матроны скорее всего была. На суде она говорила, возможно, чтобы отвести подозрения от своих близких людей, что от мужа она ушла, т.к. он ее прогнал, а детей бросила – «так Богу было угодно». Вместе с группой женщин она также шла на богомолье в Рязань и была арестована за пение духовных стихов, как самую страшную антисоветскую пропаганду. Рязанский облсуд приговорил её к 6 годам ИТЛ, а Верховный – сослал в Карлаг, где она снова была арестована с группой женщин за «контрреволюционную пропаганду и саботаж». Мужественная женщина своей вины не признала и отказалась подписывать протокол.
6. Варвара Деревягина (1912-1942) тоже родилась в Рязанской губернии. Данные о её социальной принадлежности расходятся. В большинстве источников сообщается, что она происходила из крестьянской семьи, а в базе данных Свято-Тихоновского университета Варвара значится дочерью священника Назина Дмитрия Ивановича. В любом случае она была очень искренне верующим человеком. В детстве девочка закончила церковно-приходскую школу. В 1926 году Варвара вышла замуж, родила ребенка, но вскоре вернулась в родительский дом из-за того, что супруг был атеистом. Когда в 1937 году в родном селе Бурминки был закрыт храм, Варвара вместе с отцом и другими верующими жителями стали собираться для общей молитвы по домам. Многие люди совершали богомолье в великие праздники в ближайшие храмы Скопина и Рязани, а также устраивали паломничества к почитаемым источникам. 7 июня 1940 года Варвара и её отец были арестованы и заключены в тюрьму города Ряжска. Дело быстро объединили в групповое дело «антисоветской группы церковников». На следствии Варвара отказалась отвечать на вопросы и не подписала протокола допросов. На суде женщина смело заявила: «Виновной себя ни в чем не признаю, в колхозе никогда не состояла... Я являюсь верующим человеком, буду в Бога верить и буду молиться». Суд приговорил Варвару Дмитриевну к 8 годам ИТЛ, а её отца к расстрелу, который затем заменили 10 годами концлагеря.
Наказание женщина отбывала в Карлаге, где вскоре её снова арестовали и обвинили, как и других женщин, в «контрреволюционной пропаганде и саботаже».
7. Анна Попова (1898-1942) родилась в селе Турове Ряжского уезда Рязанской губернии. Практически ничего неизвестно о её жизни. Она происходила из крестьянской семьи, в 1940 году была арестована за исповедание православной веры и решением суда направлена на 4 года в Карлаг НКВД. 11 июля 1941 года арестована уже в самом лагере по обвинению «в контрреволюционной агитации и саботаже». Своей вины не признала и подписи под протоколами допроса не поставила.
8. Евдокия Гусева (1912-1942) родилась в селе Бурминки Новодеревенского уезда Рязанской губернии. Происходила из семьи священника. Вместе с Евдокией Назиной и Матроной Наволокиной была задержана во время богомолья в Рязань. Некоторое время содержалась в Пронской тюрьме, где на допросе заявила: «Советская власть идет против Бога, а потому мы советской власти не верим и не любим ее». Затем исповедницу перевели в Новодеревенский райотдел ОГПУ. Последнее место заключения перед судом – Ряжская тюрьма. От дачи еще каких-либо показаний Евдокия отказалась. На суде смело заявила: «Виновной себя ни в чем не признаю, в Бога верую, молилась Богу». Суд отправил верующую женщину на 6 лет в Карлаг, где вскоре она снова была арестована вместе с группой женщин, отказавшихся выходить на каторжные работы. Виновной себя не признала.
9. Евфросиния Денисова (1906-1942) родилась в селе Донские Избищи Воронежской губернии в крестьянской семье Филяевых. Была замужем за Алексеем Степановичем Денисовым. Известно, что в семье были малолетние дети. Первый раз была арестована в 1936 году с обвинением в контрреволюционной деятельности и приговором: 3 года заключения. После освобождения в 1939 году вновь была осуждена с обвинением в «не даче показаний по переписи населения». На этот раз суд вынес женщине приговор: порицание из-за малолетних детей. Но в 1940 году Евфросиния снова была арестована и заключена в тюрьму города Данкова. К тому времени супруг Евфросинии еще был в ссылке. Из материалов дела 1940 года известно, что их семилетний сын Иван был на иждивении у бабушки. На допросах мужественная женщина отвечала, как древние мученики: «В партии Иисуса Христа состою от рождения, поэтому вышла из колхоза лет 5 или шесть назад. Я в колхозе видела безбожные дела: работали в праздники, поломали церкви. Из колхоза по договоренности с мужем вышла, и не одна. Перепись не проходила, потому что в советские книги писаться не хочу. Налоги после ареста мужа не платила. На выборы ни на какие не ходила, и не хотела голосовать, проголосовала за Иисуса Христа, за его партию, а не за антихриста». Указывая, что она не доверяет советской власти, как власти антихриста, Евфросиния отказалась подписывать какие бы то ни было документы. В приговоре Рязанского облсуда ей вспомнили все «грехи: активная церковница, участница антисоциалистической группировки церковников, проводила контрреволюционную агитацию, клевета на колхозы и колхозников, сына воспитывала в духе контрреволюционного религиозного фанатизма». Как следствие, самый гуманный суд вынес приговор: 10 лет ИТЛ. Она попала на «перевоспитание» в Карлаг, где вскоре снова была арестована, но и здесь вины не признала и ничего не подписала.
10. Агриппина Киселева (1903-1940) родилась в Пензенской губернии в семье крестьян. До своей отправки в Карлаг Агриппина дважды была арестована органами ГПУ в 1930 и 1937 году. Подробности арестов и осуждения неизвестны. В 1939 году после освобождения из заключения Агриппина недолго наслаждалась свободой. В ноябре 1940 года последовал новый арест и осуждение теперь уже на 10 лет Карлага. В лагере с близкими по духу женщинами она вновь попадает под арест за «контрреволюционный саботаж». Так же, как и другие христианки, она отказалась подписывать документы и своей вины не признала.
11. Наталия Васильева (1899-1942) – из крестьянской семьи Калининской области. В 1940 году Наталья была арестована «за отказ от паспорта» и осуждена на два года в Карлаг.
В 1941 году лагерное начальство арестовало её вместе с 10-ю другими женщинами по обвинению в «контрреволюционной агитации и саботаже». Своей вины женщина не признала и ничего не подписала.
11 января 1942 года одиннадцать мучениц были расстреляны. Совсем немного мы знаем об их жизни. Но даже из этих скудных сведений видна их безграничная вера и непоколебимое мужество. Кто-то может сказать: «Фанатики! Сидели бы себе тихонько в своих домах, молились, глядишь и не пострадали бы». Но перед их «фанатизмом» не устояла сама система запугивания, запретов, отрицания всего святого. Что она могла сделать с этими слабыми физически, почти необразованными интеллектуально, но бесстрашными духом женщинами? Только расстрелять. Тем самым приблизив их к встрече с Тем, Кого они любили больше своих мужей, детей, родителей и даже больше своей жизни.
Святые новомученицы, молите Бога о нас!
Протоирей Сергий Рябой, председатель Комиссии по канонизации Пинской и Лунинецкой епархии.