Второй день празднования Рождества Христова посвящен воспоминанию тех людей, кто был наиболее причастен этому событию. И первой святая Церковь вспоминает Пресвятую Богородицу, чистота и смирение Которой позволили совершиться Боговоплощению. Поэтому и называется этот день Собором Пресвятой Богородицы. В Евангелии, положенном на этот день, читается о бегстве святого семейства в Египет и убийстве царем Иродом всех Вифлеемских младенцев от двух лет и ниже. Богомладенец Христос не только рождается в самых скромных условиях пещеры для скота, но и вынужден с первых месяцев подвергаться гонению. О Себе Спаситель мира говорил, что «Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову» (Мф. 8, 20). Единственным местом, где Господь преклонил главу, стала Голгофа и Крест: «И преклонив главу, предал дух» (Ин. 19, 30). Мученики и исповедники веры шли путем Своего Господа и Учителя. Сегодня наш рассказ о преподобномученице Августе (Защук).
Вся жизнь будущей преподобномученицы Августы подтверждает слова апостола Павла, что Господь избрал «немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1, 27-29).
Родилась девочка в знатной дворянской семье тайного советника 2 июня 1871 года. В Крещении она получила имя Лидия, с детства отличалась слабым здоровьем. Когда ей исполнилось 6 лет, умер отец. Для семьи настали сложные времена. Лишь благодаря помощи Дворянского собрания Лидия смогла получить прекрасное образование в Смольном институте. Впоследствии она сама участвовала в Обществе взаимопомощи нуждающимся смолянкам.
В 24 года Лидия вышла замуж за блестяще образованного офицера Всеволода Защука. Но семейная жизнь стала для молодой женщины периодом воспитания в себе смирения и терпения. Всеволод постоянно изменял супруге, был груб в обращении с ней, завладел всеми ее материальными средствами. У семьи не было детей. Супруги разъехались через десять лет совместной жизни, а еще через семь лет Лидия получила разрешение на право раздельного проживания от мужа. Все это время женщина зарабатывала на жизнь своим трудом. Сначала она работала младшим делопроизводителем в Адмиралтействе, а затем служащей Городской думы, где выдавала разрешения на промыслы. Большую часть заработанных средств Лидия Васильевна тратила на помощь своим еще более нуждавшимся родственникам. После октября 1917 года в ее душе окончательно созрело желание посвятить себя служению Богу. В письме Лидия писала об этом времени: «Средства у меня отняла революция, и я была этому рада, так как иначе не узнала бы близости Господа к человеку».
В эти сложные революционные годы Лидия Васильевна перебирается в Оптину пустынь, где находит главное сокровище своей жизни – веру. Она еще успевает получить наставления и укрепление в вере от известных оптинских старцев: преподобного Нектария и будущего преподобноисповедника Никона (Беляева). Под их духовным руководством все более возрастает в ее душе и самой стать невестой Христовой. А пока образованная Лидия Васильевна становится на защиту от разорения знаменитого монастыря. До 1924 года монахи пытались сохранить уклад монастырской жизни, назвав монастырь «Садово-огородным промысловым и кооперативным товариществом», а для сохранения монастырских ценностей, библиотеки и архива, организовали музей, где директором сначала был игумен Никон (Беляев), а после его ареста и до закрытия музея Лидия Защук. Это был самоотверженный и тяжелый труд, требовавший огромных сил, мужества, который до определенного времени помогал противостоять окончательному разорению обители. «Что делать, если в помещения храмов со стенной и потолочной живописью начнут складывать овощи, а меня арестовывать за контрреволюцию, хотя я от колыбели до могилы не хотела и не хочу думать даже о политике...
Вся жизнь будущей преподобномученицы Августы подтверждает слова апостола Павла, что Господь избрал «немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1, 27-29).
Родилась девочка в знатной дворянской семье тайного советника 2 июня 1871 года. В Крещении она получила имя Лидия, с детства отличалась слабым здоровьем. Когда ей исполнилось 6 лет, умер отец. Для семьи настали сложные времена. Лишь благодаря помощи Дворянского собрания Лидия смогла получить прекрасное образование в Смольном институте. Впоследствии она сама участвовала в Обществе взаимопомощи нуждающимся смолянкам.
В 24 года Лидия вышла замуж за блестяще образованного офицера Всеволода Защука. Но семейная жизнь стала для молодой женщины периодом воспитания в себе смирения и терпения. Всеволод постоянно изменял супруге, был груб в обращении с ней, завладел всеми ее материальными средствами. У семьи не было детей. Супруги разъехались через десять лет совместной жизни, а еще через семь лет Лидия получила разрешение на право раздельного проживания от мужа. Все это время женщина зарабатывала на жизнь своим трудом. Сначала она работала младшим делопроизводителем в Адмиралтействе, а затем служащей Городской думы, где выдавала разрешения на промыслы. Большую часть заработанных средств Лидия Васильевна тратила на помощь своим еще более нуждавшимся родственникам. После октября 1917 года в ее душе окончательно созрело желание посвятить себя служению Богу. В письме Лидия писала об этом времени: «Средства у меня отняла революция, и я была этому рада, так как иначе не узнала бы близости Господа к человеку».
В эти сложные революционные годы Лидия Васильевна перебирается в Оптину пустынь, где находит главное сокровище своей жизни – веру. Она еще успевает получить наставления и укрепление в вере от известных оптинских старцев: преподобного Нектария и будущего преподобноисповедника Никона (Беляева). Под их духовным руководством все более возрастает в ее душе и самой стать невестой Христовой. А пока образованная Лидия Васильевна становится на защиту от разорения знаменитого монастыря. До 1924 года монахи пытались сохранить уклад монастырской жизни, назвав монастырь «Садово-огородным промысловым и кооперативным товариществом», а для сохранения монастырских ценностей, библиотеки и архива, организовали музей, где директором сначала был игумен Никон (Беляев), а после его ареста и до закрытия музея Лидия Защук. Это был самоотверженный и тяжелый труд, требовавший огромных сил, мужества, который до определенного времени помогал противостоять окончательному разорению обители. «Что делать, если в помещения храмов со стенной и потолочной живописью начнут складывать овощи, а меня арестовывать за контрреволюцию, хотя я от колыбели до могилы не хотела и не хочу думать даже о политике...
Тюрьмы в Калужской, Смоленской и Вяземской губерниях не отапливаются, и за отсутствие политических идей долго сидеть в тюрьме было бы трудновато», - так писала Лидия Васильевна в Главмузей.
Труды Лидии Васильевны получили достойную оценку безбожных властей: она пережила шестнадцать арестов, восемь раз по две недели тюремного заключения. Из тюрьмы возвращалась совершенно больной. Как-то по этапу была отправлена через Вязьму и Смоленск в Калужскую тюрьму и вернулась в Оптину пустынь только через три недели, больная тифом.
В 1924 году Лидия Васильевна вместе с последними насельниками покидает все более разоряемую обитель. Теперь местом ее жительства становится город Белёв. Здесь поселились многие монахи Оптиной пустыни и Шамординского женского монастыря. Многие уже пережили ссылки. Именно здесь по благословению епископа Белёвского Игнатия (Садовского) Лидия Васильевна принимает монашеский постриг и становится игуменией тайного женского монастыря, а вскоре постригается и в схиму. Но деятельность такого монастыря даже при полной конспирации не могла продолжаться долго. 16 декабря 1937 года схимонахиня Августа была арестована за организацию тайного монастыря. Заключенных перевезли в Тулу. Сохранилось воспоминание одного из заключенных об условиях содержания в Тульской тюрьме: «В узком помещении, не более двух с небольшим метров шириной, мы сидели сплошным строем, плечо к плечу, прислонившись спиной к стене, с вытянутыми, переплетенными ногами. Если визави на миг подбирал затекшие ноги, можно было расслабить свои, чуть переменить положение. Из камеры было вынесено все, кроме параши, стоявшей у двери. Край ее был на уровне лица того, кто сидел подле, а подходившие оправляться искали между стиснутыми ляжками промежутка, куда поставить ногу. На тех, кто не мог потерпеть с нуждой между утренней и вечерней оправками, обрушивались упреки, оскорбительная брань».
Допрос немолодой уже монахини продолжался почти непрерывно шестнадцать суток. В течение всего этого времени ей не разрешали спать, не разрешали даже садиться. Когда падала от изнеможения, её приводили в чувство, обливая ледяной водой. Несмотря на пытки, дать показания о деятельности монастыря и назвать имена сестёр мать Августа отказалась. Отвечала твёрдо: «От дачи показаний на поставленный мне вопрос отказываюсь».
8 января – день, который наполнен радостью о Рождении Спасителя. Об этом думали и молились в камерах Тульской тюрьмы многие верующие. Они, выдержав нечеловеческие допросы и издевательства, готовились последовать Тому, Кто, будучи Богом всем обладающим, не имел, где приклонить голову. В этот морозный день 1938 года схиигумения Августа (Защук) вместе с 20 священниками, монахами и монахинями были расстреляны в лесу около Тулы и похоронены в безвестной могиле.
На последней фотографии матушки Августы перед нами доброе усталое лицо, умные глаза, во всём облике — мир душевный, твёрдость, спокойствие монахини, которая уверена в Промысле Божием о ней.
Преподобномученице Августо, моли Бога о нас!
Труды Лидии Васильевны получили достойную оценку безбожных властей: она пережила шестнадцать арестов, восемь раз по две недели тюремного заключения. Из тюрьмы возвращалась совершенно больной. Как-то по этапу была отправлена через Вязьму и Смоленск в Калужскую тюрьму и вернулась в Оптину пустынь только через три недели, больная тифом.
В 1924 году Лидия Васильевна вместе с последними насельниками покидает все более разоряемую обитель. Теперь местом ее жительства становится город Белёв. Здесь поселились многие монахи Оптиной пустыни и Шамординского женского монастыря. Многие уже пережили ссылки. Именно здесь по благословению епископа Белёвского Игнатия (Садовского) Лидия Васильевна принимает монашеский постриг и становится игуменией тайного женского монастыря, а вскоре постригается и в схиму. Но деятельность такого монастыря даже при полной конспирации не могла продолжаться долго. 16 декабря 1937 года схимонахиня Августа была арестована за организацию тайного монастыря. Заключенных перевезли в Тулу. Сохранилось воспоминание одного из заключенных об условиях содержания в Тульской тюрьме: «В узком помещении, не более двух с небольшим метров шириной, мы сидели сплошным строем, плечо к плечу, прислонившись спиной к стене, с вытянутыми, переплетенными ногами. Если визави на миг подбирал затекшие ноги, можно было расслабить свои, чуть переменить положение. Из камеры было вынесено все, кроме параши, стоявшей у двери. Край ее был на уровне лица того, кто сидел подле, а подходившие оправляться искали между стиснутыми ляжками промежутка, куда поставить ногу. На тех, кто не мог потерпеть с нуждой между утренней и вечерней оправками, обрушивались упреки, оскорбительная брань».
Допрос немолодой уже монахини продолжался почти непрерывно шестнадцать суток. В течение всего этого времени ей не разрешали спать, не разрешали даже садиться. Когда падала от изнеможения, её приводили в чувство, обливая ледяной водой. Несмотря на пытки, дать показания о деятельности монастыря и назвать имена сестёр мать Августа отказалась. Отвечала твёрдо: «От дачи показаний на поставленный мне вопрос отказываюсь».
8 января – день, который наполнен радостью о Рождении Спасителя. Об этом думали и молились в камерах Тульской тюрьмы многие верующие. Они, выдержав нечеловеческие допросы и издевательства, готовились последовать Тому, Кто, будучи Богом всем обладающим, не имел, где приклонить голову. В этот морозный день 1938 года схиигумения Августа (Защук) вместе с 20 священниками, монахами и монахинями были расстреляны в лесу около Тулы и похоронены в безвестной могиле.
На последней фотографии матушки Августы перед нами доброе усталое лицо, умные глаза, во всём облике — мир душевный, твёрдость, спокойствие монахини, которая уверена в Промысле Божием о ней.
Преподобномученице Августо, моли Бога о нас!
Протоирей Сергий Рябой, председатель Комиссии по канонизации Пинской и Лунинецкой епархии.