В кондаке первомученику архидиакону Стефану, память которого совершается 9 января, звучат такие слова: «Вчера Владыка к нам приходил во плоти, а сегодня раб из тела исходит. Ибо вчера Царствующий по плоти родился, сегодня же слугу Его камнями побивают; за Него и умирает первомученик и божественный Стефан». Диаконы первоначально были избраны апостолами для социальной работы – раздачи материальной помощи всем приходящим нуждающимся. В книге Деяний святых апостолов мы видим, что святой Стефан не только исполнял эти поручения, но безбоязненно проповедовал веру во Христа. Именно за эту его дерзновенную проповедь разъяренные иудеи вынесли архидиакону Стефану смертный приговор и побили камнями. Так, Стефан стал первым из христиан, кто пролил свою кровь за Христа: «Первый ты сеялся на земле Небесным Творцом, прославляемый всеми Стефан, первый на земле ты пролил кровь за Христа, блаженный, первый от Него увенчался венцом победы на Небесах, исповедников начало, венценосец, первый пострадавший из мучеников». В смерти святого Стефана есть еще одна очень важная черта: он молился за своих убийц, подражая Своему Господу, молившемуся за Своих распинателей на Кресте: «Подвигом доблестным подвизался ты, первомученик Христов и апостол, и архидиакон Стефан, и разоблачил ты беззаконие мучителей. Ибо ты был побит камнями от рук беззаконных, получил венец из десницы Всевышнего и к Богу обращался ты, взывая: «Господи, не наказывай их за этот грех» (Деян.7:60)».
Подвиг многих мучеников и древнего времени, и богоборческих гонений XX века показывает, что святые мученики не только Бога возлюбили настолько, что отдавали за веру в Него свою жизнь, но и возлюбили своих врагов и мучителей, молясь за них перед смертью, благословляя их перед расстрелом. Как часто мы говорим, что многое в Евангелии невозможно исполнить. Но это звучит, как оправдание нашего нежелания в этом потрудиться. Древний призыв настоящего подвижничества во Христе звучит так: «Пролей кровь- получишь Дух».
В день памяти первомученика архидиакона Стефана празднуется память другого мученика – архиепископа Тихона (Никанорова). Василий Никаноров родился в семье псаломщика 30 января 1855 года. С детства мальчика привлекала тихая, созерцательная, молитвенная жизнь. Как выходец из духовного сословия, Василий проходит все стадии получения богословского образования – Кирилловское духовное училище, Новгородскую семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию, которую закончил со степенью кандидата богословия (1881 г.). В 1884 году Василий принимает важное решение; он становится монахом, с именем в постриге Тихон. В это время он трудится в родной для него Новгородской семинарии, где был инспектором, а затем и ректором.
В 1892 году архимандрита Тихона рукополагают во епископа Можайского. Так началась архиерейская страница служения будущего священномученика. Он потрудился на нескольких архиерейских кафедрах: в Полоцке, Пензе, Калуге. В 1907 году владыка Тихон уволился на покой и был назначен настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Это временное оставление архиерейского служения послужило духовной подготовкой святителя для дальнейшего мученического креста. Монастырь был задуман и построен патриархом Никоном, как место, где каждый насельник и паломник мог бы духовно прикоснуться к земному пути Христа Спасителя, особенно Его Страданиям и Воскресению и осознать важность несения своего земного креста для вхождения в Царство Небесное. Пять лет владыка Тихон имел возможность напитаться такими духовными помыслами и рассуждениями.
В 1913 году последовало его назначение на Воронежскую кафедру. Сохранились воспоминания келейника владыки, которые показывают, каким он был духовно богатым человеком к этому времени: «Он был тихим, кротким, смиренным архипастырем, отличался необыкновенной добротой и был большим молитвенником. Его часто можно было видеть в соборе на утреннем правиле, которое начиналось в четыре часа утра.
Владыка любил уставную службу, часто читал и пел на клиросе. При нем в Лазареву субботу 1918 года в Воронеже был освящен храм святого равноапостольного князя Владимира, построенный в честь 900-летия Крещения Руси, и в том же году был открыт Свято-Серафимовский храм. За семь лет своего архипастырства архиепископ Тихон являлся отцом своей паствы: к нему могли прийти люди со своими нуждами и душевной скорбью открыто и безбоязненно. Простота, ласковость и душевность в обращении были отличительными чертами его духовного облика. Никто никогда не видел Владыку раздраженным или разгневанным, многим было ясно, что сугубая благодать Божия почивает на Воронежском архипастыре».
С началом I мировой войны по благословению архиепископа Тихона во вверенной ему епархии собирались средства для помощи армии, устраивались лазареты, принимались беженцы и снабжались всем необходимым для жизни. Вообще владыка Тихон умел видеть нужду других людей и приходить на помощь. Он был последним архиереем, который принимал посетившего Воронеж императора Николая II и его семью. Близко знал Преосвященный владыка и будущую преподобномученицу великую княгиню Елизавету Федоровну, с которой делился мыслями о прославлении святителя Антония (Смирницкого).
Одним из первых архиепископ Тихон столкнулся и с гонениями пришедших к власти большевиков. Так, 8 июня 1917 года он был арестован за неповиновение власти и отправлен в сопровождении солдат в Петроград. «Неподчинение власти» заключалось в том, что святитель отказался от требования властей в грубой форме увольнять одних и назначать других священников. Синод полностью оправдал действия архиепископа Тихона, и он вернулся к управлению Воронежской епархией. В 1917-1918 годах владыка Тихон участвует в заседаниях Поместного Собора РПЦ и избрании Святейшего Патриарха Тихона.
Очень тяжелым для архиепископа Тихона стал 1919 год. Безбожники заставили его участвовать в кощунственном освидетельствовании мощей святителя Митрофана Воронежского. Владыко сам хотел разоблачить мощи, но кощунники не позволили это сделать. Несмотря на провокационные вопросы, исповедник Христов дал на них достойные ответы.
В этом же году Воронеж был занят частями Белой армии. Владыко Тихон лично совершал заупокойные богослужения по всем жертвам красного террора. После отступления Белой армии архиепископ Тихон остался в городе со своей паствой, считая себя не вправе спасать свою жизнь и оставить без духовного попечения тех, кто доверял ему. Есть несколько версий его смерти. По одной он умер 27 февраля 1920 года, заболев тифом, который тогда свирепствовал в Воронеже. Другая говорит о мученической смерти святителя: совершая богослужение в день памяти первомученика архидиакона Стефана, архиепископ Тихон был схвачен и повешен на Царских вратах Благовещенского собора. В 1981 году священномученик Тихон, архиепископ Воронежский, был причислен к лику святых Синодом РПЦЗ, а в 2000 – Архиерейским собором РПЦ. Честные останки священномученика Тихона (Никанорова) находятся в некрополе воронежского Алексеевского Акатова женского монастыря.
Священномучениче Тихоне, моли Бога о нас!
Протоиерей Сергий Рябой, председатель Комиссии по канонизации Пинской и Лунинецкой епархии.
Подвиг многих мучеников и древнего времени, и богоборческих гонений XX века показывает, что святые мученики не только Бога возлюбили настолько, что отдавали за веру в Него свою жизнь, но и возлюбили своих врагов и мучителей, молясь за них перед смертью, благословляя их перед расстрелом. Как часто мы говорим, что многое в Евангелии невозможно исполнить. Но это звучит, как оправдание нашего нежелания в этом потрудиться. Древний призыв настоящего подвижничества во Христе звучит так: «Пролей кровь- получишь Дух».
В день памяти первомученика архидиакона Стефана празднуется память другого мученика – архиепископа Тихона (Никанорова). Василий Никаноров родился в семье псаломщика 30 января 1855 года. С детства мальчика привлекала тихая, созерцательная, молитвенная жизнь. Как выходец из духовного сословия, Василий проходит все стадии получения богословского образования – Кирилловское духовное училище, Новгородскую семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию, которую закончил со степенью кандидата богословия (1881 г.). В 1884 году Василий принимает важное решение; он становится монахом, с именем в постриге Тихон. В это время он трудится в родной для него Новгородской семинарии, где был инспектором, а затем и ректором.
В 1892 году архимандрита Тихона рукополагают во епископа Можайского. Так началась архиерейская страница служения будущего священномученика. Он потрудился на нескольких архиерейских кафедрах: в Полоцке, Пензе, Калуге. В 1907 году владыка Тихон уволился на покой и был назначен настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Это временное оставление архиерейского служения послужило духовной подготовкой святителя для дальнейшего мученического креста. Монастырь был задуман и построен патриархом Никоном, как место, где каждый насельник и паломник мог бы духовно прикоснуться к земному пути Христа Спасителя, особенно Его Страданиям и Воскресению и осознать важность несения своего земного креста для вхождения в Царство Небесное. Пять лет владыка Тихон имел возможность напитаться такими духовными помыслами и рассуждениями.
В 1913 году последовало его назначение на Воронежскую кафедру. Сохранились воспоминания келейника владыки, которые показывают, каким он был духовно богатым человеком к этому времени: «Он был тихим, кротким, смиренным архипастырем, отличался необыкновенной добротой и был большим молитвенником. Его часто можно было видеть в соборе на утреннем правиле, которое начиналось в четыре часа утра.
Владыка любил уставную службу, часто читал и пел на клиросе. При нем в Лазареву субботу 1918 года в Воронеже был освящен храм святого равноапостольного князя Владимира, построенный в честь 900-летия Крещения Руси, и в том же году был открыт Свято-Серафимовский храм. За семь лет своего архипастырства архиепископ Тихон являлся отцом своей паствы: к нему могли прийти люди со своими нуждами и душевной скорбью открыто и безбоязненно. Простота, ласковость и душевность в обращении были отличительными чертами его духовного облика. Никто никогда не видел Владыку раздраженным или разгневанным, многим было ясно, что сугубая благодать Божия почивает на Воронежском архипастыре».
С началом I мировой войны по благословению архиепископа Тихона во вверенной ему епархии собирались средства для помощи армии, устраивались лазареты, принимались беженцы и снабжались всем необходимым для жизни. Вообще владыка Тихон умел видеть нужду других людей и приходить на помощь. Он был последним архиереем, который принимал посетившего Воронеж императора Николая II и его семью. Близко знал Преосвященный владыка и будущую преподобномученицу великую княгиню Елизавету Федоровну, с которой делился мыслями о прославлении святителя Антония (Смирницкого).
Одним из первых архиепископ Тихон столкнулся и с гонениями пришедших к власти большевиков. Так, 8 июня 1917 года он был арестован за неповиновение власти и отправлен в сопровождении солдат в Петроград. «Неподчинение власти» заключалось в том, что святитель отказался от требования властей в грубой форме увольнять одних и назначать других священников. Синод полностью оправдал действия архиепископа Тихона, и он вернулся к управлению Воронежской епархией. В 1917-1918 годах владыка Тихон участвует в заседаниях Поместного Собора РПЦ и избрании Святейшего Патриарха Тихона.
Очень тяжелым для архиепископа Тихона стал 1919 год. Безбожники заставили его участвовать в кощунственном освидетельствовании мощей святителя Митрофана Воронежского. Владыко сам хотел разоблачить мощи, но кощунники не позволили это сделать. Несмотря на провокационные вопросы, исповедник Христов дал на них достойные ответы.
В этом же году Воронеж был занят частями Белой армии. Владыко Тихон лично совершал заупокойные богослужения по всем жертвам красного террора. После отступления Белой армии архиепископ Тихон остался в городе со своей паствой, считая себя не вправе спасать свою жизнь и оставить без духовного попечения тех, кто доверял ему. Есть несколько версий его смерти. По одной он умер 27 февраля 1920 года, заболев тифом, который тогда свирепствовал в Воронеже. Другая говорит о мученической смерти святителя: совершая богослужение в день памяти первомученика архидиакона Стефана, архиепископ Тихон был схвачен и повешен на Царских вратах Благовещенского собора. В 1981 году священномученик Тихон, архиепископ Воронежский, был причислен к лику святых Синодом РПЦЗ, а в 2000 – Архиерейским собором РПЦ. Честные останки священномученика Тихона (Никанорова) находятся в некрополе воронежского Алексеевского Акатова женского монастыря.
Священномучениче Тихоне, моли Бога о нас!
Протоиерей Сергий Рябой, председатель Комиссии по канонизации Пинской и Лунинецкой епархии.