Преосвященный епископ Пинский и Лунинецкий Георгий, недавно назначенный на Пинскую кафедру, в своем интервью главному редактору «Ступеней» отвечает на сложные вопросы о семейной жизни: как сохранить семью от разрушения, как супругам научиться взаимопониманию и какую роль в этом процессе занимает духовный опыт Православной Церкви.
— Ваше Преосвященство, что можно посоветовать молодым юношам и девушкам, которые хотят создать се мью? Как выбрать вторую половинку, чтобы семья была действитель но православной и способствовала спасению человека?
— В основном люди ищут в другом какие-то сильные стороны, преимущества, что-то, что выделяет его среди других: красоту, власть, богатство, способности. Кажется, что через это можно обрести счастье. Но по том такой выбор испытывается жизненными неурядицами, болезнями, скорбями, и открывается, что все эти «преимущества» оказались бессильны.
Еще одна обратная сторона человека с «преимуществами» состоит в том, что он часто бывает недостаточно способен понять и разделить недостатки своей избранницы. А бывает и наоборот, когда девушка не желает разделить трудности своего избранника. И тогда возникает соблазн «поменять» спутника или спутницу, а современное общество даёт эту возможность, и многие пробуют.
Однажды я разговаривал с очень образованной женщиной, которая вступила во второй брак. Я спросил ее: «Вы не жалеете, что развелись и второй раз вступи ли в брак? Это действительно было нужно?» И она призналась: «Если бы я делала первому мужу те же уступки, которые я вынуждена делать второму, то первый был бы золотым человеком».
Нужно констатировать, что сегодня в обществе отсутствует правильное понимание совместной жизни в семье. К идеальному церковному браку мы можем прийти спустя длительное время.
Посмотрите, как красиво молчание пожилых супругов, без слов понимающих друг друга. Они тоже любят, но их любовь уже не на внешней стороне проявления таких качеств как красота, внимание, а глубоко внутри, в сердце. Они без слов, глазами понимают друг друга. Почему они счастливы? Потому что на них исполнилось Слово Божие: «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Мф 19:5). Наверное, в земной человеческой жизни, проходя житейские испытания, мы приближаемся к постижению Божественной тайны единства Святой Троицы.
— Как сохранить семью от разрушения?
— Путь к идеалу семьи лежит через труд, в первую очередь над собой. Самое главное - это терпение, а иначе придётся весь путь проходить в одиночку.
Я помню, что в 1994 году в Пинске на 100 браков было 94 развода. И сейчас нельзя сказать, что ситуация изменилась в лучшую сторону. И мы постоянно слышим этот вопрос: «А как сохранить семью?» Очень много свидетельств, что сама по себе семья не выдерживает испытания временем. И наверняка, когда человек стремится создать семью, он, конечно же, хочет сохранить любовь к ближнему человеку, хочет быть рядом с ним до конца жизни, как это было у предыдущих поколений. Ведь даже еще в 1970-е годы пожилые люди не понимали, что такое развод, для них это было необъяснимое понятие.
Современная деградация стремительно изменила представ ление о браке, навязав пагубное представление о возможности поменять спутника жизни. Быть рядом - это труд, труд над собой в первую очередь. Как правило, мы стараемся сохранить любовь к нам со стороны дорогого человека. Но вот заключается брак, и это старание не потерять близкого человека, сохранить его любовь нередко заканчивается. Бывают случаи, когда семьи разрушаются через месяц после свадьбы. Это показывает, что регистрацией или каким-то внешним свидетельством брак сохранить нельзя. А можно и нужно сохранять его развитием взаимного уважения и до, и после заключения брака.
— Как воспитать уважение?
— Воспитание уважения начинается с уважения к старшим, затем идет уважение родителей друг к другу. И такие примеры есть! Они воспитывают в человеке стремление не обидеть другого. Потому что в основном разводы возникают от обиды. Люди живут с множеством обид на близкого человека, вместо того, чтобы любить и взамен получать любовь. Но вместе с любовью они хотели иметь ещё и заботу, а это отличает христианский брак от простого брака.
Важная составляющая в воспитании уважения между будущими супругами - в сохранении целомудрия перед браком. Почему? Потому что воздержанием человек убеждается, что рядом с ним тот, кто действительно любит его, твёрд в чистоте своих убеждений, которые станут основой их чистой любви и взаимоотношений в браке. Рождение детей в церковном браке ложится на основу ожидания. Любящий человек, когда видит любимого человека, который сохраняет целомудрие, верит в то, что во всех трудных жизненных ситуациях, которые возникнут в жизни, он не оставит его. Так от воздержания и стремления пройти жизнь вместе рождается единство.
Семейная жизнь тоже начинается с уважения. Мы проявляем уважение, когда не спешим с ответом на негативное высказывание любимого человека в наш адрес, когда останавливаемся, чтобы заду маться: «а что хотел человек мне сказать?» Нужно через терпение подождать с ответом, вспомнить, что рядом находится человек, который любит меня. Значит, он не может пожелать плохого. Разве может быть что-то плохое в отношениях двух любящих? Однако такого уважения не воспитали в нашем обществе. Возможно, это произошло из-за того, что в предшествующую эпоху стало нормой то, что отец и мать работают, а ребёнок остается один. По сути, ребенок был лишен полноценного семейного общения и, за редким исключением, не мог быть свидетелем хороших отношений между родителями. Появилось целое поколение, выросшее, фактически, вне семьи. Поэтому сейчас и сложно говорить об идеале церковной семьи. И совет, который можно дать, не будет до конца понят.
— В чем состоит внутренний духовный труд в семье?
— Если человек гневается на любимого человека, значит он должен обратить внимание на себя, а не винить ближнего. Он должен ясно понимать, что гнев - у него внутри. А соответственно, здесь нужна уже помощь Церкви - нужно побеседовать с опытным духовником, которому можно открыть своё внутреннее состояние, а как следствие - приступить к церковным таинствам.
Нецерковный человек пытается оправдать свой поступок, совершенный «в порыве гнева», и находит причину не в себе, а в тех, кто находится рядом. Это путь неверующего человека. Господь заложил каждому человеку в сердце закон Любви, закон Божий. Человек не может его забыть, исключить, и поэтому, когда человек совершает грех, он уже переживает нарушение Божьего закона. Но, когда человек находится в Церкви, он знает, как лечить эти недостатки. А когда он вне Церкви - такой возможности нет. Мы имеем уже большой опыт недавнего прошлого, когда значительное количество людей было ограничено в посещении Церкви и использовало примитивный способ самооправдания в переложении вины на ближнего, потому что наказание ощущалось каждым человеком. Это самый простой путь - переложить вину, так же, как это сделали Адам и Ева, которые одинаково переложили вину друг на друга, а в конце концов - на Бога. И вот сегодня также многие говорят: «Так, а куда Бог смотрел? - Общество ведь вот в каком состоянии!» А Господь пришёл на Землю и сделал всё необходимое для того чтобы человек жил как надо. Но трагедия в том, что наше общество было христианским, а потом стало атеистическим. Сейчас общество возвращается к Богу, но последствия предыдущего периода остаются. А общество и семья неотделимы.
Уважение развивается и тем, что человек начинает ценить и любить другого за его поддержку, понимание и сострадание. Похвала и укор очень сильно влияют на открытость друг к другу. Частые укоры приводят к тому, что человек становится осторожным, боится сделать ошибку, из-за чего перестаёт протекать важнейший процесс - очищение человека от грехов.
Церковный брак освящается молитвой друг за друга. Наша природа повреждена грехом, поэтому христианский труд и состоит в том, чтобы человек торопился в Царство Божие.
— Владыка, вы сказали, что «быть рядом - это труд». А в чем состоит этот труд в семье? Сейчас все стараются избегать трудностей, но тем не менее хотят создать семью. Семья - это все же радость или труд?
— Это радость труда, человек её чувствует, когда трудится и идёт к цели. Почему люди не хотят разделить труд и находиться в жизни вместе? Не видят цели, от этого нет желания потрудиться, а есть лишь стремление исполнять свои сиюминутные желания и быть «свободным». Вне веры понятие «свобода» понимается как возможность делать, что хочешь. А христианская свобода - это когда ты делаешь то, что надо. И для этого нужно обязательно привести в порядок свою жизнь.
Большая проблема, которую нужно решить, - эгоизм, своё «я». К примеру, если парень и девушка полюбили друг друга, то они будут считать лично себя причиной этой любви. От сюда же происходит и разочарование, когда эта любовь пропадает. Человек просто теряет смысл жизни, а так не должно быть.
— Как научиться ценить хорошее и не замечать плохое в близком человеке?
— Трудно выразить ту безграничную любовь, которую Бог дарует влюблённым. Посмотрите, например, когда молодой человек встретил девушку, он работает над собой и стремится при умножить в себе хорошее и побороть плохое. Очень трагично, когда сразу после вступления в брак это старание и труд над собой уходят. А труд должен стать постоянным, должен перейти во внутреннее состояние. Человек украшает себя добрыми делами, становится лучше ради любимого человека. Я думаю, что такой труд не должен утомлять человека, потому что он вознаграждается взаимным признанием, положительной оценкой и благодарностью.
Плохо, когда человек хочет слышать только похвалу. Похвала, благодарность и признание - разные вещи, и их нельзя и не нужно сравнивать. Благодарность идёт от сердца. Это не просто реакция на хороший поступок, а внутреннее состояние. Оно рождается в ответ на жертвенную сердечную заботу, когда человек в молитве обращается к Господу за помощью, чтобы Он помог Своим чудесным образом дорогому для сердца человеку выздороветь, сделать правильный выбор и т.д. Если мужчина или женщина когда-то испытают такую благодарность от любимого человека, они будут неустанно трудиться, потому что такое признание очень трудно приобрести. Это результат длительного старания.
— Как преодолеть трудности в семейной жизни?
— Наше общество сейчас действительно переполнено огорчениями и разочарованиями друг в друге. Разочарование приводит к унынию. Человек теряет смысл, потому что само уныние часто граничит со смертью. Погибает идеал, надежда, и человек не видит смысла в жизни. Таких людей может поддержать Церковь Христова, в которой открывается любовь Божия.
Заботливая Церковь, в множественном лике святых, непрестанно заботится о человеке. Их любовь настолько нежная, что мы её не всегда чувствуем. Бог настолько сохраняет индивидуальность человека и его свободу, что даже проявление Его любви едва заметно для человека. Когда человек преодолевает трудности и говорит: «Вот, закончилось! Наконец-то!» - не всякому человеку хватает знания поблагодарить Бога и этот бесчисленный лик святых, которые не могут равнодушно наблюдать человека, находящегося в беде. Личную жизнь ни как нельзя отделить от семьи, а семью отделить от общества, потому что мы все находимся под промыслительным действием Божественной благодати. Но человек, в силу своего несовершенства, видит только сложности, которые нужно преодолевать. А вот помощь Божию не всегда человек может почувствовать, она часто называется чудом. Потому что, ещё раз повторюсь, действие любви Божией едва заметно. После прохождения человеком испытания, которое меняет его сердце, он начинает искренне внутренне переживать эту заботу, полную меру которой может выразить, наверное, только мама грудному ребёнку. Но ее очень сложно выразить уже взрослому человеку. С этой обязанностью справляются духовно опытные люди, потому что они - носители благодати, Божественной любви. Поэтому мы, даже будучи в семье, ищем в трудную минуту человека, который способен разрешить все проблемы. Раньше такие люди находились в монастырях, они могли рассуждать о проблемах христианина и общества. Сейчас, конечно, это гораздо сложнее, но не из-за того, что их нет. Они есть, но, наверное, проблемы, которые мы обозначаем, носят не совсем спасительный характер. Может быть, эти трудности нужно переживать, набравшись терпения, проявляя усилие? Но мы иногда хотим чудесного прохождения, ищем именно такого опытного человека. А порой, бывает, простое слово, сказанное старшим братом или другом, разрешает проблему. Это называется «житейская проблема».
Чем привлекают святые? Самым главным достоинством - не осуждают, у них любовь без осуждений. Поэтому, когда ты оказываешься рядом с такими людьми, тебе легко, потому что их труд освобождает тебя на какое-то время от недостатков. Они не так над тобой довлеют, и ты чувствуешь себя свободным и довольным человеком, но это чувство Господь просто приоткрывает, чтобы человек знал, к чему нужно стремиться. И Церковь научает, как идти к этому. Поэтому добровольное подчинение человека Уставу Церкви, послушание иерархии Церковной - признак того, что человек стал на путь истины. И ещё идёт к идеалу. Хорошо, когда вступающие в брак единодушны и также желают разрешения всех своих сложностей характера. Многие становятся на защиту своего характера в ущерб семье, отстаивают это перед близким человеком... И тогда происходит этот разрыв, о котором говорят сегодня многие свидетельства. Скорее всего, мы недостаточно трудимся над собой.
— Владыка, можно ли сказать, что одной из целей брака или одной из составляющих этого труда является исправление характера человека?
— Да. Во-первых, когда ты любишь человека рядом, то ты хочешь исправиться. Это потом уже появляется необходимость исправления, потому что иногда невыносимый характер делает невозможным нахождение человека в обществе. Любимый человек быстрее может помочь в этом деле. Как бы мы ни были красивы и умны, трудно надолго задержать внимание рядом живущего человека. Потому что внимание на себе держит именно внутренняя составляющая человека, его душа и то, что в ней происходит. И если человек не безразличен, то интересуется, смотрит в твою душу - что в ней происходит, как тебе помочь.
— Владыка, а как можно сформулировать цель брака? В чем его главный смысл? Каков его финал, для чего он создается и к чему приходит?
— Цель жизни человека - это познание Бога. Господь сказал, что не хорошо быть человеку одному. И сделал помощника, но цель и смысл остаются те же. Это основное. Многие относят это к деторождению, но это не так, ведь не в каждой семье есть дети. И в таком случае смысл семьи не теряется.
— Владыка, одно из искажений, которые есть в современном обществе, - когда вступившие в брак отказываются от рождения детей, или как-то ограничивают их количество. Почему не следует этого делать? И в чем духовное значение рождения детей в семье?
— Думаю, это происходит в силу заблуждения. Знания хороши для того, чтобы человек не заблуждался, но только духовная практика может дать человеку на сердце духовные знания. Не имея их, человек заблуждается, думая, что сможет управлять рождением детей. А это - дар свыше и к нему нужно готовиться. Очень трагично, когда папа и мама ссорятся на глазах у ребёнка. Этим они фактически уничтожают всё хорошее, что в них самих есть, и отрывают от этого ребёнка, который ещё питается от души папы и мамы. Он ведь живёт этим, потому что они дали ему жизнь.
Физиология человека так премудро устроена Творцом, что мы не можем позволить себе решать, быть ребёнку или нет. Потому что зачатие, как мы говорим, начинается со знакомства, ведь образ человека, которого мы любим, остаётся с нами внутри. И если ты испытываешь к нему близкие чувства, то организм, особенно женский, готовится принять плод. Женский организм создан для деторождения, готовясь к которому он меняется, перестраивается. Всё в ней готовится для того, чтобы родить ребёнка, выкормить и вырастить его. И многие болезни женщин часто имеют причиной вмешательство в этот процесс и его прерывание. Надо для себя ясно понимать, что есть закон, заложенный Творцом, и ты не сможешь в нем ничего изменить. Так есть, так должно быть! Хочется надеяться на то, что наше общество это осознает.
Планировать рождение детей невозможно, потому что ребёнок появляется от чувства близости и единства с другой половиной. Иначе - обман. Был случай, когда молодые родители отказывались иметь детей, объясняя это тем, что сами не благоустроены. А когда уже могли, то не получалось. Тогда они стали усердно молиться, наложили на себя пост. Появилась надежда на Бога и осознание того, как ты начинал свою супружескую жизнь. Как ты её представлял, что думал о браке? Во всех этих вопросах нет самого главного - «Господи, как ты благословишь этот брак?» Нет просьбы... Все почему-то из того, что имеют, или не имеют, начинают рассуждать и планировать. Так не бывает, потому что это не механизм, который управляется рычагами. Это чувства - они могут, конечно, подвергаться влиянию какому-то, но не всегда управляемы с нашей стороны. Потому что мы замечаем, что реагируем на проявления разного характера. Если со стороны любимого человека есть проявление любви к тебе, а ты начинаешь сопротивляться, исполняя свою поставленную программу, то это уже кощунство по отношению к близко му человеку. И назвать это разумным решением нельзя. Это выходит за рамки семейной любви и отношений, доверия друг к другу.
Но еще здесь есть проблема недоверия Богу, если у человека есть понятие о Боге. Получается, человек полностью возлагает всё на себя, на свои способности и материальное положение. Но нет самого главного - надежды на Того, Кто даёт близость, единство между мужчиной и женщиной. И Того, Кто может дать эту великую награду - ребёнка. Поэтому, если в семье есть надежда на Бога, доверие (как минимум), то у них не стоит вопрос «А сколько надо детей?» Для них важно: всё, что с ними происходит, происходит по воле Божией.