В конце 19-го первой трети 20-го века церковные певческие традиции на территории Пинской и Полесской епархии проходят процесс бурного развития. Архиепископ Александр (Иноземцев) в 1924 году издал указ о создании на каждом приходе многоголосого хора. Надо сказать, что псаломщики активно выполняли это указание, о чем свидетельствуют их архивные дела. Известными регентами, особенно потрудившимися в создании церковных хоров, были Е. Евец, С. Александрович, П. Синковский, С. Рудковский и другие. В Пинском духовном училище был создан хор, состоящий из 40-45 юношей, исполнительское мастерство которого покоряло современников. Да и вообще, духовное училище в Пинске давало очень фундаментальное церковное музыкальное и певческое образование.
В 1930-е годы в 279 православных приходах обязательно пел на богослужении любительский многоголосый хор.
Архиепископ Александр (Иноземцев) особенно заботился об исполнительском искусстве архиерейского хора Пинского кафедрального собора. Его создателем и регентом был выпускник Одесской консерватории Константин Владимирович Плевицкий. Архиерейский хор действительно служил образцом исполнительского церковно-певческого для всех остальных хоров епархии. Под редакцией К.В. Плевицкого в 1929-м году был издан «Обиход нотного церковного пения» (в последующем «Полесский сборник» или «Полесский обиход»), в котором были собраны обиходные напевы, используемые в певческой практике Пинского кафедрального собора. Константин Плевицкий лично руководил повышением квалификации псаломщиков епархии, для чего каждый псаломщик поочередно должен был принимать участие в клиросном пении и чтении в кафедральном соборе Полесской епархии.
Об одном из выдающихся регентов города Пинска и будет это повествование. Петр Васильевич Шахлевич родился 22 сентября 1885 года в крестьянской семье в имении Мартыновка Логишинского района. Мальчик закончил церковно-приходскую школу в Логишине, куда семья переехала после смерти отца в 1890 году. В 1900 году Пётр закончил вечерние железнодорожные курсы в Пинске и с 15 -ти лет начал работать в Пинских главных мастерских сначала в качестве ученика, а через три года – фрезеровщиком. В октябре 1906 года Петра призвали в армию, где он прослужил до 1910 года. После окончания военной службы молодой человек вернулся на прежнее место работы.
В связи с событиями Первой мировой войны Пинские мастерские в 1915 году были эвакуированы в город Александровск –теперь Запорожье (Украина). Петр вместе с другими сотрудниками мастерских также оказался в эвакуации. Три года он провел вдали от родных мест, трудясь в Александровске, Полтаве и Харькове. Находясь в Полтаве, он успевает закончить двухгодичные музыкальные курсы, что позволяет ему заняться в свободное от работы время любимым делом - петь и руководить хорами в этих городах. В своей автобиографии, сохранившейся в личном деле Полесской консистории, он указывает, что пел в церковных хорах с детских лет, а пробовал себя в качестве регента уже с 1912 года сначала в Пинске, а затем в Александровске и Полтаве. В церковные хоры набирали певцов любого возраста, обладавших сильными и красивыми голосами. Окончание музыкальных курсов говорит нам, что со слухом и голосом у Петра было все в порядке. А музыкальная грамотность только повысила профессиональный уровень молодого регента.
В 1918 году Пинские мастерские были возвращены сначала в Калинковичи, а в 1920 – уже польскими властями - снова в Пинск. Но потрудиться в родном городе Петру не удается, его отправляют в Брест, где он работает до 1924 года, а затем был уволен польскими властями в связи с сокращением штата работников.
Именно с этого года начинается псаломщицкая и регентская деятельность Петра Васильевича. Скорее всего, как и всякому псаломщику, ему пришлось выдержать особый экзамен. Известная исследовательница православной певческой практики Беларуси Л. А. Густова-Рунцо пишет: «Соискатели и те, кто уже исполнял должность псаломщика (в любом возрасте, невзирая на служебный стаж), сдавали экзамены.
Анализ типичных экзаменационных требований Полесской консистории в 1924 году показал, что псаломщик, не имеющий системного профессионального образования, для назначения на должность должен был обладать певческим голосом, владеть им и показать знание (наизусть) вербальных и музыкальных текстов изменяемых (гласовых) и некоторых неизменяемых песнопений разных богослужений. Причем обращалось внимание на знание обиходных напевов, распространенных в данном приходе. Кроме того, исполняющий должность псаломщика должен был знать Церковный Устав, Священное Писание, Катехизис и уметь выписывать метрики на польском языке». В документах Минского епархиального управления сохранилась более подробная «география» служения Петра Васильевича в качестве псаломщика и регента:
1924-1926 гг. – псаломщик Свято-Феодоровского собора г. Пинска;
1926 г. – Спасо-Преображенская церковь д. Мотоль;
1927 г. – Свято-Георгиевский храм г. Несвиж;
1934 г. – Беловежа (теперь Польша);
1936 г. – Каменец Брестской области;
1939 г. - Антополь Дрогичинского района;
1940 г. – Свято-Варваринский храм г. Пинска.
Мирной жизни и любимому делу помешала война. Хотя и в годы Великой Отечественной войны богослужебная жизнь в Пинске не прекращалась, но Петру Васильевичу за это время пришлось пережить несколько опасных для жизни ситуаций. В 1941 году немцы забрали его в качестве рабочего в порт. Однако из-за болезни ног вскоре уволили с работ. Более опасная ситуация произошла в 1942 и 1943 году, когда Петра Васильевича арестовали на 17 суток. Причиной ареста сам Петр Васильевич называет «якобы за то, что я русский». Что это значит, сейчас установить сложно, но длительность тюремного заключение в военное лихолетье показывает, что ситуация была весьма напряженной. Возможно, ходатайство церковных властей и лично самого архиепископа Александра (Иноземцева) спасли жизнь талантливого регента.
После освобождения Пинска от немецко-фашистских захватчиков в Пинск был назначен новый епископ – Онисифор (Пономарев), который предложил Петру Васильевичу возглавить архиерейский хор Пинского кафедрального собора. В этой должности он пробыл до 1950 года, когда был арестован органами МГБ. Надо сказать, что в этом же году был арестован и новый архиерей города Пинска архиепископ Даниил (Юзьвюк). Певчие из былого архиерейского хора говорят, что причиной ареста их регента стал донос подчиненных Петра Васильевича. Что этому послужило? Возможно, личная неприязнь. Петр Васильевич был довольно строгим регентом и мог без церемоний выговорить тому, кто фальшивил в хоре. Так, одна из певчих вспоминает, что, получив замечание регента, очень обиделась и решила больше не подниматься на хор. Петр Васильевич сам подошел к ней в храме и сказал: «Приходи петь, но будь внимательна». Но, скорее всего, органы МГБ имели этих певчих своими завербованными агентами, которые передавали информацию о настроении священнослужителей и верующих людей. По крайней мере, только рядом находящиеся люди могли слышать и знать то, что говорил их регент. В вину Петру Васильевичу ставили ряд его высказываний, которые подходили к обвинению в антисоветской агитации. Так, во время прохождения демонстрации 7 ноября 1949 года он якобы сказал: «Местное население не любит советскую власть, поэтому демонстрация малочисленная». А еще ему приписали следующее высказывание: «Дураки красному радуются». И, в завершение обвинения, что плакаты с фотографиями руководителей партии он сравнил с лопатами. И этого достаточно было, чтобы приговорить человека к 25 годам исправительно-трудовых лагерей с поражением в правах на 5 лет!
В 1955 году дело было пересмотрено и сначала срок снизили до 10 лет в связи с преклонным возрастом (в то время Петру Васильевичу было уже 70 лет), а затем до 5 лет, которые регент уже отсидел. Заключение суда гласило, что Петр Васильевич подпадает под амнистию и отныне считать его не имеющим судимости. 12 марта 2005 года Верховный суд РБ полностью оправдал Петра Васильевича Шахлевича.
После освобождения Петр Васильевич вернулся в Пинск и продолжил работать регентом в Свято-Варваринском храме.
Надо сказать, что в хоре пели и те люди, которые донесли на Петра Васильевича. Сколько же нужно иметь христианской любви и прощения, чтобы не мстить своим предателям! За штат Петр Васильевич был почислен в 1975 году на 90-м году своей жизни. Еще два года он приходил в храм самостоятельно, а иногда, когда подводило здоровье, приезжал на такси. Последние годы жизни Петр Васильевич жил со своей сестрой Марией Васильевной Козакевич. Перед смертью Петр Васильевич подарил свою фисгармонию Полесскому музею. Несколько слов стоит сказать о семье Петра Васильевича. Известно, что он был женат на Варваре Алексеевне Татарчук (1897 г.р.) из Погоста. У них был сын Виктор, который умер в младенчестве. Так что и в семейной жизни Петру Васильевичу пришлось нести нелегкий крест. Весь свой жизненный путь Петр Васильевич прошел, как истинный христианин, благодаря Бога и за скорбь, и за радость, воспевая Его в своем сердце и своими устами до последнего издыхания.
Протоиерей Сергий Рябой
В 1930-е годы в 279 православных приходах обязательно пел на богослужении любительский многоголосый хор.
Архиепископ Александр (Иноземцев) особенно заботился об исполнительском искусстве архиерейского хора Пинского кафедрального собора. Его создателем и регентом был выпускник Одесской консерватории Константин Владимирович Плевицкий. Архиерейский хор действительно служил образцом исполнительского церковно-певческого для всех остальных хоров епархии. Под редакцией К.В. Плевицкого в 1929-м году был издан «Обиход нотного церковного пения» (в последующем «Полесский сборник» или «Полесский обиход»), в котором были собраны обиходные напевы, используемые в певческой практике Пинского кафедрального собора. Константин Плевицкий лично руководил повышением квалификации псаломщиков епархии, для чего каждый псаломщик поочередно должен был принимать участие в клиросном пении и чтении в кафедральном соборе Полесской епархии.
Об одном из выдающихся регентов города Пинска и будет это повествование. Петр Васильевич Шахлевич родился 22 сентября 1885 года в крестьянской семье в имении Мартыновка Логишинского района. Мальчик закончил церковно-приходскую школу в Логишине, куда семья переехала после смерти отца в 1890 году. В 1900 году Пётр закончил вечерние железнодорожные курсы в Пинске и с 15 -ти лет начал работать в Пинских главных мастерских сначала в качестве ученика, а через три года – фрезеровщиком. В октябре 1906 года Петра призвали в армию, где он прослужил до 1910 года. После окончания военной службы молодой человек вернулся на прежнее место работы.
В связи с событиями Первой мировой войны Пинские мастерские в 1915 году были эвакуированы в город Александровск –теперь Запорожье (Украина). Петр вместе с другими сотрудниками мастерских также оказался в эвакуации. Три года он провел вдали от родных мест, трудясь в Александровске, Полтаве и Харькове. Находясь в Полтаве, он успевает закончить двухгодичные музыкальные курсы, что позволяет ему заняться в свободное от работы время любимым делом - петь и руководить хорами в этих городах. В своей автобиографии, сохранившейся в личном деле Полесской консистории, он указывает, что пел в церковных хорах с детских лет, а пробовал себя в качестве регента уже с 1912 года сначала в Пинске, а затем в Александровске и Полтаве. В церковные хоры набирали певцов любого возраста, обладавших сильными и красивыми голосами. Окончание музыкальных курсов говорит нам, что со слухом и голосом у Петра было все в порядке. А музыкальная грамотность только повысила профессиональный уровень молодого регента.
В 1918 году Пинские мастерские были возвращены сначала в Калинковичи, а в 1920 – уже польскими властями - снова в Пинск. Но потрудиться в родном городе Петру не удается, его отправляют в Брест, где он работает до 1924 года, а затем был уволен польскими властями в связи с сокращением штата работников.
Именно с этого года начинается псаломщицкая и регентская деятельность Петра Васильевича. Скорее всего, как и всякому псаломщику, ему пришлось выдержать особый экзамен. Известная исследовательница православной певческой практики Беларуси Л. А. Густова-Рунцо пишет: «Соискатели и те, кто уже исполнял должность псаломщика (в любом возрасте, невзирая на служебный стаж), сдавали экзамены.
Анализ типичных экзаменационных требований Полесской консистории в 1924 году показал, что псаломщик, не имеющий системного профессионального образования, для назначения на должность должен был обладать певческим голосом, владеть им и показать знание (наизусть) вербальных и музыкальных текстов изменяемых (гласовых) и некоторых неизменяемых песнопений разных богослужений. Причем обращалось внимание на знание обиходных напевов, распространенных в данном приходе. Кроме того, исполняющий должность псаломщика должен был знать Церковный Устав, Священное Писание, Катехизис и уметь выписывать метрики на польском языке». В документах Минского епархиального управления сохранилась более подробная «география» служения Петра Васильевича в качестве псаломщика и регента:
1924-1926 гг. – псаломщик Свято-Феодоровского собора г. Пинска;
1926 г. – Спасо-Преображенская церковь д. Мотоль;
1927 г. – Свято-Георгиевский храм г. Несвиж;
1934 г. – Беловежа (теперь Польша);
1936 г. – Каменец Брестской области;
1939 г. - Антополь Дрогичинского района;
1940 г. – Свято-Варваринский храм г. Пинска.
Мирной жизни и любимому делу помешала война. Хотя и в годы Великой Отечественной войны богослужебная жизнь в Пинске не прекращалась, но Петру Васильевичу за это время пришлось пережить несколько опасных для жизни ситуаций. В 1941 году немцы забрали его в качестве рабочего в порт. Однако из-за болезни ног вскоре уволили с работ. Более опасная ситуация произошла в 1942 и 1943 году, когда Петра Васильевича арестовали на 17 суток. Причиной ареста сам Петр Васильевич называет «якобы за то, что я русский». Что это значит, сейчас установить сложно, но длительность тюремного заключение в военное лихолетье показывает, что ситуация была весьма напряженной. Возможно, ходатайство церковных властей и лично самого архиепископа Александра (Иноземцева) спасли жизнь талантливого регента.
После освобождения Пинска от немецко-фашистских захватчиков в Пинск был назначен новый епископ – Онисифор (Пономарев), который предложил Петру Васильевичу возглавить архиерейский хор Пинского кафедрального собора. В этой должности он пробыл до 1950 года, когда был арестован органами МГБ. Надо сказать, что в этом же году был арестован и новый архиерей города Пинска архиепископ Даниил (Юзьвюк). Певчие из былого архиерейского хора говорят, что причиной ареста их регента стал донос подчиненных Петра Васильевича. Что этому послужило? Возможно, личная неприязнь. Петр Васильевич был довольно строгим регентом и мог без церемоний выговорить тому, кто фальшивил в хоре. Так, одна из певчих вспоминает, что, получив замечание регента, очень обиделась и решила больше не подниматься на хор. Петр Васильевич сам подошел к ней в храме и сказал: «Приходи петь, но будь внимательна». Но, скорее всего, органы МГБ имели этих певчих своими завербованными агентами, которые передавали информацию о настроении священнослужителей и верующих людей. По крайней мере, только рядом находящиеся люди могли слышать и знать то, что говорил их регент. В вину Петру Васильевичу ставили ряд его высказываний, которые подходили к обвинению в антисоветской агитации. Так, во время прохождения демонстрации 7 ноября 1949 года он якобы сказал: «Местное население не любит советскую власть, поэтому демонстрация малочисленная». А еще ему приписали следующее высказывание: «Дураки красному радуются». И, в завершение обвинения, что плакаты с фотографиями руководителей партии он сравнил с лопатами. И этого достаточно было, чтобы приговорить человека к 25 годам исправительно-трудовых лагерей с поражением в правах на 5 лет!
В 1955 году дело было пересмотрено и сначала срок снизили до 10 лет в связи с преклонным возрастом (в то время Петру Васильевичу было уже 70 лет), а затем до 5 лет, которые регент уже отсидел. Заключение суда гласило, что Петр Васильевич подпадает под амнистию и отныне считать его не имеющим судимости. 12 марта 2005 года Верховный суд РБ полностью оправдал Петра Васильевича Шахлевича.
После освобождения Петр Васильевич вернулся в Пинск и продолжил работать регентом в Свято-Варваринском храме.
Надо сказать, что в хоре пели и те люди, которые донесли на Петра Васильевича. Сколько же нужно иметь христианской любви и прощения, чтобы не мстить своим предателям! За штат Петр Васильевич был почислен в 1975 году на 90-м году своей жизни. Еще два года он приходил в храм самостоятельно, а иногда, когда подводило здоровье, приезжал на такси. Последние годы жизни Петр Васильевич жил со своей сестрой Марией Васильевной Козакевич. Перед смертью Петр Васильевич подарил свою фисгармонию Полесскому музею. Несколько слов стоит сказать о семье Петра Васильевича. Известно, что он был женат на Варваре Алексеевне Татарчук (1897 г.р.) из Погоста. У них был сын Виктор, который умер в младенчестве. Так что и в семейной жизни Петру Васильевичу пришлось нести нелегкий крест. Весь свой жизненный путь Петр Васильевич прошел, как истинный христианин, благодаря Бога и за скорбь, и за радость, воспевая Его в своем сердце и своими устами до последнего издыхания.
Протоиерей Сергий Рябой