duhovenstvo

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:


Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И Дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Это стихотворение А.С. Пушкин написал 22 июля 1836 года, за полгода до смерти. После Пасхи прошло более трех месяцев, но над словами молитвы святого Ефрема Сирина поэт не переставал размышлять…

В дни Великого поста эта молитва повторяется по многу раз в день. Такая практика сложилась еще в конце первого тысячелетия, а на Руси слова преподобного стали главной великопостной молитвой. Годовой цикл богослужения имеет два составляющих. Неподвижный круг включает в себя службы, которые ежегодно совершаются в одну и ту же дату, например Рождество Христово всегда бывает 7 января (25 декабря по старому стилю). Службы подвижного круга не имеют фиксированной даты и зависят от дня празднования Пасхи. Подвижный круг, который еще называют «пением Триоди», начинается неделей «о мытаре и фарисее» и заканчивается неделей всех святых. Начиная со среды перед Прощённым воскресением читается молитва Ефрема Сирина, чтение которой продолжается вплоть до среды перед Пасхой.

В своей молитве преподобный Ефрем просит Бога о Святом Духе, Которого называет Духом целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Получается, что весь Великий пост Церковь просит Бога об обновлении Святого Духа. Отсюда можно заключить, что не Пасха, а Пятидесятница является главным событием пения Триоди, т.е. подвижного годового цикла богослужений. В неделю мытаря и фарисея мы ежегодно вспоминаем о той глубине смирения, которая делает человека способным получить дар от Бога, а в неделю всех святых вспоминаем всех тех, кто этот дар получил. Воскресение Христово стало ступенью к сошествию Святого Духа.

Само слово «дух» сегодня не совсем понятно. Сегодня вообще мало кто рассуждает над значением слов. В славянском языке это слово имеет значение «дыхания», «ветра», «движения». Когда же речь идет о Духе Святом, то мы говорим не о движении, которое кем-то совершено, но об Ипостасном Движении, Которое имеет причину в Самом Себе, о Духе Животворящем, дающем жизнь и движение всему, что живет и движется. И это Дух Благой, но никак не злой дух.

Дух целомудрия, Который побуждает человека мыслить таким образом, чтобы хранить себя от всякого разрушения, как телесного, так и духовного. Иными словами хранить свою целостность, чистоту.

Смиренномудрие — это тоже образ мудрования, рассуждения о том, чтобы не превозноситься гордыней, по-фарисейски считая себя лучше кого-то, но, подобно мытарю, искать милости и благословения от Бога.

Дух Святой утверждает смиренного и целомудренного человека в терпеливом хранении себя от осквернения и превозношения. В этом терпении открывается истинная любовь. Дух Святой есть Дух Отца. Он наполняет сердце Отеческой Любовью, дает способность смотреть на каждого человека по-отечески. Дает понимание того, что всякий человек — это брат или сестра.

«Да, Господи, — заключает преподобный Ефрем, — даруй мне видеть мои прегрешения и не осуждать брата своего».

Здесь уместно привести слова Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия:

«Если у отца и матери есть десять детей, и они начинают воевать друг против друга, то отец никогда не скажет, чтобы старший убил младшего. Он скажет: «Помиритесь!»

Событие Пятидесятницы противопоставляется строительству Вавилонской башни. В кондаке праздника поется: «Всевышний разделил народы, когда сошел и смешал языки, когда же раздавал огненные языки — призвал все к соединению, и в согласии прославляем Всесвятого Духа».

Начиная с Дня Пятидесятницы Церковь постоянно повторяет молитву «Царю Небесный». Эта молитва завершается словами «спаси души наша», которые являются аббревиатурой сигнала S.O.S. (Save Our Souls). Всякий, кто становится на путь терпения, начинает совершать подвиг борьбы с гордостью и похотью, среди волн и бурь Житейского моря подает сигнал S.O.S. Благому Утешителю Духу:

«приди, и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны и спаси, Благой, наши души».